ЗатуПИИли
01.08.2011
—
Новости Экономики
Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD) опубликовала очередное солидное исследование о состоянии инвестиций в мире World Investment Report. Non-equity modes of international production and development, 2011, выводы которого подтверждают предложения сторонников свободной торговли и открытой международной кооперации.
Чем активнее страна сотрудничает с транснациональными корпорациями (ТНК), чем меньше барьеров она создает на пути перемещения капиталов и товаров, тем она богаче и тем больше иностранные компании создают в ней рабочих мест и благополучия. Выбрав самоизоляцию и протекционизм, Беларусь сделала стратегическую ошибку: к нам не пришли деньги и новые технологии, для отечественных товаров не открылись новые рынки сбыта, а в регионах страны не созданы сотни тысяч перспективных рабочих мест.
В 2010г. объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире по сравнению с предыдущим годом незначительно вырос - до $1,24 трлн., но остался на 15% ниже докризисного уровня (в отличие от объема промпроизводства и торговли в мире, которые уже вернулись на докризисный уровень). В 2010г. развивающиеся и переходные страны впервые привлекли больше половины ПИИ, а исходящие ПИИ из них достигли рекордного уровня. Зато ПИИ в развитые страны продолжали сокращаться.
Важным фактором роста и развития переходных стран стали ТНК. Общемировой объем их производства в 2010г. составил $16 трлн. (около 25% мирового ВВП). Иностранные филиалы ТНК произвели более 10% мирового ВВП и дали более 1/3 мирового экспорта. Среди ТНК доля государственных остается незначительной (около 1% от общего числа), тем не менее в 2010г. они стали источником 11% от общего объема инвестированных за рубеж ресурсов.
Несмотря на очевидные преимущества свободного перемещения капитала, многие страны ведут себя недружелюбно по отношению к ПИИ. Международные инвестиционные договоры (заключено около 6100) не во всех случаях защищают инвесторов. Наблюдается кризис перепроизводства юридических бумаг при очевидной слабости системы принуждения к их исполнению.
Помимо ПИИ и торговли, эксперты UNCTAD рекомендуют внимательно изучить и использовать опыт международного сотрудничества в производстве без участия иностранного инвестора в активах (non-equity mode of production). Речь идет о производстве под заказ промышленных и сельхозтоваров, аутсорсинге услуг, франшизе, лизинговых формах кооперации, договорах на управление активами/производством и т.д., особенно важных для развивающихся стран. В 2009г. такого рода модели сотрудничества генерировали более $2 трлн. продаж.
Справка «БелГазеты». Контракты на производство товаров и аутсорсинг услуг дали $1,2 трлн. выручки, договоры франшизы - $330-350 млрд., лицензионные договоры - $340-360 млрд., а контракты на управление - $100 млрд. В большинстве стран объем подобных сделок увеличивается быстрее, чем растут сектора экономики, в которых они работают. В подобных схемах задействованы 14-16 млн. работников в развивающихся странах. В самых успешных из них подобные модели международной кооперации дают до 15% ВВП.
Инвестиционный лузер
Беларусь остается глубоким аутсайдером в мировой экономике в целом и в ПИИ в частности. Мы не впускаем ТНК в капитал госкомпаний (провал приватизации). Сотрудничество с технологическими лидерами тоже свелось к минимуму, за редким исключением (программное обеспечение). В результате - крайне неблагоприятная позиция по прямым иностранным инвестициям.
Доля Беларуси в привлеченных ПИИ мира в 2010г. составила 0,1% - примерно столько, сколько в 2010г. составил наш ВВП в общемировом (0,09%). Понятно, что Беларусь не может тягаться с великими мира сего, что у нас никогда не будет такого инвестиционного потенциала, как у США, Германии или России, но существуют ведь примеры малых динамично развивающихся стран, которые не только сами привлекают ПИИ, но являются их источником для других. Например, Сингапур, который по населению и размеру территории гораздо меньше Беларуси, в 2010г. привлек $38,6 млрд. ПИИ, в то время как наша страна - только $1,35 млрд. Южная Корея, бывшая страной третьего мира, а ныне входящая в группу новых промышленных государств, тоже привлекла $6,9 млрд. При этом сингапурские компании в прошлом году вложили в другие страны $19,7 млрд., а южнокорейские - $19,2 млрд. Бизнес страны, правительство которой ответственно ведет себя по отношению к своим предпринимателям, диверсифицирует свои возможности и зарабатывает не только в пределах родины, но и за рубежом.
Для оценки успеха инвестиционной политики важен не столько абсолютный объем привлеченных ПИИ, сколько изменение их доли в течение 10-20 лет, а также оценка накопленных ПИИ на душу населения. Беларусь законсервировала свое неосоветское чудо и не может вырваться за рамки унизительной для такой большой страны доли в международных потоках ПИИ. Нас не видно даже на фоне стран СНГ: в 2005г. входящие ПИИ Беларуси составляли всего 0,03% от общемирового объема, в 2007г. - 0,12%, в 2009г. - 0,16%. Доля Беларуси в ПИИ, привлеченных странами СНГ, равнялась 1,2% в 2005г., 3% - в 2009г. и всего 2,1% - в 2010г.
Еще хуже обстоят дела с экспансией белорусских компаний за рубеж. Местечковость и провинциальность промышленной политики бросаются в глаза, когда видишь, сколько официальных денег вложено в рынки за рубежом - в 2010г. эта сумма равнялась $43 млн. (0,003% от объема исходящих ПИИ мира в $1,32 трлн. и 0,07% от исходящих ПИИ стран СНГ в $60,5 млрд.). Нет, 2010г. не стал особенно неудачным для ПИИ, просто у белорусских властей не сложилось конструктивное сотрудничество с ТНК и малыми иностранными инвесторами. Таковы результаты 20 лет независимого развития.
В 1990-2010гг. Беларусь накопила у себя $9,94 млрд. ПИИ, что составляет 0,05% от накопленных в мире ПИИ, или 1,6% от накопленных в странах СНГ (для сравнения: в 2000г. эти показатели складывались на уровне 0,02% и 2,4% соответственно). Вместо надежной защиты прав собственности, свободной торговли и удерживания макроэкономической стабилизации белорусские власти сделали акцент на развитие за счет исключительно внутренних ресурсов, доморощенных «мозгов» и по старым технологическим лекалам.
В 2000г. наша страна накопила $137 прямых иностранных инвестиций на душу населения, а по итогам 2010г. - $1057. Увеличение в 7,7 раза кажется вполне приличным результатом, но только если не сравнивать его с показателями других стран. Так, за последние 20 лет Казахстан накопил $5250 ПИИ на душу населения, что почти в 5 раз больше, чем Беларусь, хотя в 2000г. наши партнеры по Таможенному союзу имели только $650 привлеченных ПИИ на душу населения. Россия за аналогичный период накопила ПИИ на душу населения в объеме $3050 - в 10 раз больше, чем в 2000г.
Но все эти показатели меркнут по сравнению с теми странами, которые выбрали больше политической и экономической свободы и активно влились в систему международного разделения труда. Польша в 2000г. накопила ПИИ на душу населения в объеме почти $900, а к 2011г. она уже имела $5080, Литва соответственно $670 и $3840, Латвия - $947 и $4930, Эстония - $2066 и $12840.
Белорусская власть строго придерживается выбранной стратегии развития, ссылаясь на «лихие девяностые», бандитскую Россию или беззаконную Украину и игнорируя огромный объем позитивного опыта международной кооперации. Самоизоляция грозит поставить нас на грань технологической катастрофы. Как ни парадоксально, без ТНК и ПИИ мы можем потерять свою национальную идентичность и даже свою страну.