Лукашенко: За два года необходимо освоить выпуск железнодорожных вагонов в Беларуси
29.07.2011 21:01
—
Новости Экономики
Минск, 29 июля. В Беларуси в течение двух лет необходимо освоить выпуск всего спектра комплектующих для производства собственных железнодорожных вагонов. Об этом заявил Александр Лукашенко 29 июля, посещая совместное ЗАО "Осиповичский вагоностроительный завод", сообщает пресс-служба президента.
"Мы должны сделать свой вагон, это будет прорыв в промышленности", — подчеркнул Лукашенко, отметив, что спрос на эту продукцию в дальнейшем будет только возрастать. "У нас большой объем грузоперевозок железнодорожным транспортом и огромная потребность в подвижном составе. На его закупку уходят огромные валютные средства", — сказал он.
В ходе прошедшего на заводе совещания по вопросу создания с участием ЗАО "Гранд Экспресс" (РФ) современного вагоностроительного производства Лукашенко раскритиковал темпы строительства Осиповичского вагоностроительного завода: "На самом деле — долгострой. И что поражает, авторы этого долгостроя — государство в лице правительства, монополист в лице Белорусской железной дороги и частное предприятие, которое так пылко хотело здесь развернуть производство, просило время, льготы, гарантии и т.д. Все получили. В итоге — долгострой. Темпы работ — никудышные. Постоянно возникают проблемы, нестыковки, взаимные претензии акционеров. Сроки завершения строительства неоднократно переносились, притом в основном из-за недостаточного финансирования. Я бы добавил — из-за нерасторопности, разгильдяйства".
По словам Лукашенко, "никаких переносов сроков больше не будет". "Договорились — надо выполнять взятые на себя обязательства", — заявил он, обращаясь к российскому инвестору.
"Не будете делать вы, не сделаете к концу года, мы от ваших услуг откажемся и будем заниматься этим сами. Вагоностроительное производство в стране будет. Вопрос в том, с вами или с кем-то другим", — подчеркнул президент.
Как сообщил в ходе совещания премьер-министр Михаил Мясникович, наибольшую обеспокоенность правительства вызывает финансовая сторона проекта, которая претерпела существенные изменения в сравнении с исходной, представленной главе государства в 2008 году. По его словам, первоначально была договоренность, что проект будет осуществлен за счет средств инвесторов в пропорции 74% — капвложения "Гранд Экспресс" и 26% — БЖД. Источниками являются собственные средства и беспроцентные займы, которые предоставляются инвестору. Исходя из этого была рассчитана окупаемость проекта, все финансово-экономические показатели, отметил премьер. Однако в процессе партнер серьезно скорректировал стратегию, выдав деньги заводу не беспроцентно, а под 11,5% годовых в валюте, к тому же заемщиком на 63,5 млн. долларов от Евразийского банка стал сам завод, а не инвестор, что изначально не предусматривалось и при распределении долей не учитывалось, сказал Мясникович.
Кроме того, по его словам, государство предоставило гарантии Евразийскому банку по кредитному договору. В случае неблагоприятного исхода, если завод и поручители не смогут рассчитаться по долгам, республиканский бюджет останется один на один с кредитором. В таком случае доля государства в капитале завода увеличится пропорционально.
Как подчеркнул Мясникович, все это является существенным изменением первоначальных условий. Государство взяло на себя практически все риски, а инвестор по-крупному ничем не рискует. И даже вложенные в завод ЗАО "Гранд Экспресс" 34 млн. долларов — это коммерческий заем, гарантированный имуществом завода, на которое можно наложить взыскание и истребовать в безусловном порядке. Предоставив заем с процентами, инвестор не только ухудшил финансовые показатели проекта, но и создал дополнительные риски в части исполнения кредитного соглашения с Евразийским банком, заявил премьер.
Глава представительства ЗАО "Гранд Экспресс" в Беларуси Андрей Кушнарев отметил, что российская сторона согласна со всеми предложениями белорусского правительства.
Лукашенко поручил председателю Могилевского облисполкома подключиться к строительству объекта, оказать содействие в рабочей силе, технике. "Вы здесь должны быть не сторонним наблюдателем, это ваша земля", — сказал он. Белорусский руководитель также поручил председателю Комитета госконтроля Александру Якобсону разобраться с ситуацией, сложившейся на заводе, и совместно с премьер-министром "принять решение в интересах государства".
Андрей Середа, БелаПАН.
"Мы должны сделать свой вагон, это будет прорыв в промышленности", — подчеркнул Лукашенко, отметив, что спрос на эту продукцию в дальнейшем будет только возрастать. "У нас большой объем грузоперевозок железнодорожным транспортом и огромная потребность в подвижном составе. На его закупку уходят огромные валютные средства", — сказал он.
В ходе прошедшего на заводе совещания по вопросу создания с участием ЗАО "Гранд Экспресс" (РФ) современного вагоностроительного производства Лукашенко раскритиковал темпы строительства Осиповичского вагоностроительного завода: "На самом деле — долгострой. И что поражает, авторы этого долгостроя — государство в лице правительства, монополист в лице Белорусской железной дороги и частное предприятие, которое так пылко хотело здесь развернуть производство, просило время, льготы, гарантии и т.д. Все получили. В итоге — долгострой. Темпы работ — никудышные. Постоянно возникают проблемы, нестыковки, взаимные претензии акционеров. Сроки завершения строительства неоднократно переносились, притом в основном из-за недостаточного финансирования. Я бы добавил — из-за нерасторопности, разгильдяйства".
По словам Лукашенко, "никаких переносов сроков больше не будет". "Договорились — надо выполнять взятые на себя обязательства", — заявил он, обращаясь к российскому инвестору.
"Не будете делать вы, не сделаете к концу года, мы от ваших услуг откажемся и будем заниматься этим сами. Вагоностроительное производство в стране будет. Вопрос в том, с вами или с кем-то другим", — подчеркнул президент.
Как сообщил в ходе совещания премьер-министр Михаил Мясникович, наибольшую обеспокоенность правительства вызывает финансовая сторона проекта, которая претерпела существенные изменения в сравнении с исходной, представленной главе государства в 2008 году. По его словам, первоначально была договоренность, что проект будет осуществлен за счет средств инвесторов в пропорции 74% — капвложения "Гранд Экспресс" и 26% — БЖД. Источниками являются собственные средства и беспроцентные займы, которые предоставляются инвестору. Исходя из этого была рассчитана окупаемость проекта, все финансово-экономические показатели, отметил премьер. Однако в процессе партнер серьезно скорректировал стратегию, выдав деньги заводу не беспроцентно, а под 11,5% годовых в валюте, к тому же заемщиком на 63,5 млн. долларов от Евразийского банка стал сам завод, а не инвестор, что изначально не предусматривалось и при распределении долей не учитывалось, сказал Мясникович.
Кроме того, по его словам, государство предоставило гарантии Евразийскому банку по кредитному договору. В случае неблагоприятного исхода, если завод и поручители не смогут рассчитаться по долгам, республиканский бюджет останется один на один с кредитором. В таком случае доля государства в капитале завода увеличится пропорционально.
Как подчеркнул Мясникович, все это является существенным изменением первоначальных условий. Государство взяло на себя практически все риски, а инвестор по-крупному ничем не рискует. И даже вложенные в завод ЗАО "Гранд Экспресс" 34 млн. долларов — это коммерческий заем, гарантированный имуществом завода, на которое можно наложить взыскание и истребовать в безусловном порядке. Предоставив заем с процентами, инвестор не только ухудшил финансовые показатели проекта, но и создал дополнительные риски в части исполнения кредитного соглашения с Евразийским банком, заявил премьер.
Глава представительства ЗАО "Гранд Экспресс" в Беларуси Андрей Кушнарев отметил, что российская сторона согласна со всеми предложениями белорусского правительства.
Лукашенко поручил председателю Могилевского облисполкома подключиться к строительству объекта, оказать содействие в рабочей силе, технике. "Вы здесь должны быть не сторонним наблюдателем, это ваша земля", — сказал он. Белорусский руководитель также поручил председателю Комитета госконтроля Александру Якобсону разобраться с ситуацией, сложившейся на заводе, и совместно с премьер-министром "принять решение в интересах государства".
Андрей Середа, БелаПАН.