Глава Нацбанка — новый, валютная политика — старая?
Едва успев успокоить главу государства тем, что в Беларуси прекратился отток валютных вкладов, а банковская система работает стабильно, председатель правления «Беларусбанка» Надежда Ермакова была назначена главой Национального банка. Аналитики не увидели в этом ничего неожиданного. Власти выбрали «своего правильного» человека, который полностью придерживается политики партии.
Ермакова Надежда Андреевна. Родилась в 1953 году в деревне Розальмов Хотимского района Могилевской области. В 1978 году окончила Белорусский государственный институт народного хозяйства. После окончания в 1971 году Пинского учетно-кредитного техникума работала кредитным инспектором, старшим кредитным инспектором, заместителем управляющего Хотимским отделением Госбанка, заместителем управляющего Кировским отделением Госбанка, управляющим Шкловским отделением Госбанка, заместителем председателя райисполкома и председателем плановой комиссии Шкловского райисполкома, заведующим финансовым отделом Шкловского райисполкома, управляющим филиалом коммерческого банка «Северо-Запад» в Шклове, управляющим отделением «Белагропромбанка» в Шклове. С 1996 года — заместитель председателя правления АСБ «Беларусбанк», председатель правления ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк». С 27 июля 2011 г. — председатель правления Национального банка Беларуси.Избиралась членом Совета Республики Национального собрания первого, второго, третьего и четвертого созывов. Являлась членом правления Национального банка Беларуси. Заслуженный экономист Республики Беларусь. Награждена орденом Почета. С 1999 года — председатель Белорусского союза женщин. |
На пост главы Нацбанка, по информации источников, властями рассматривались несколько кандидатур. В частности, это исполняющий обязанности председателя правления главного банка страны Юрий Алымов, глава «БПС-Банка» Василий Матюшевский, вице-премьер Сергей Румас и председатель правления «Беларусбанка» Надежда Ермакова.
В итоге сбылись прогнозы тех экспертов, которые пророчили продвижение по карьерной лестнице банковского сектора именно Ермаковой. Ведь для власти она «свой» человек не только по взглядам, но и по географической принадлежности. Немалая часть карьеры Ермаковой приходится на Шклов, где она успела поработать управляющим отделения Госбанка, управляющим филиалом коммерческого банка «Северо-Запад» и управляющим отделением «Белагропромбанка».
Эксперты считают, что с назначением Ермаковой главным банкиром никаких революционных преобразований на финансовом рынке ждать не следует.
«Думаю, что назначение Ермаковой — это стопроцентное продолжение той политики, которой власти до сих пор придерживались. То есть ручное управление, использование печатного станка», — убежден бывший глава Нацбанка Станислав Богданкевич.
Он подчеркнул, что в сложившихся условиях глава Нацбанка — «должность архизависимая, потому что карьера стопроцентно зависит не от каких-то достоинств, а от одного лица, от желания Лукашенко иметь на этом посту своего человека, послушного, который выполнял бы любые решения. Президент увидел в Ермаковой именно такого человека».
Для финансового аналитика Сергея Чалого назначение Надежды Ермаковой главным в стране банкиром было ожидаемым, «если говорить о продолжении того театра абсурда, который мы наблюдаем на валютном рынке».
В мотивации назначения на пост главы Нацбанка именно Ермаковой эксперт склонен больше рассматривать психологические мотивы.
«Нечто подобное мы наблюдали во время приезда китайских советников. Было очевидно, что президент искал, и, наконец, нашел тех специалистов, которые подтвердили: все, что у нас делается, это хорошо, это соответствует мировому опыту», — отметил аналитик.
Также Сергей Чалый отметил сходство между нынешним назначением Надежды Ермаковой и назначением Тамары Винниковой в середине девяностых.
«В то время шла серьезная концептуальная борьба. Была одна группировка, которая ратовала за эмиссионное кредитование и придумывала, как объяснить, почему в результате этого не будет скачка инфляции, повышения монетизации экономики. Старая гвардия говорила, что так не бывает. Но Винникова сказала: такое может быть, и я знаю, как это сделать, и стала главой Нацбанка. Наверное, тоже самое с Ермаковой. Когда все кругом говорят, что надо выходить на единый курс, но она говорит, что все в порядке, что курс соответствует спросу и предложению и административными рычагами не сдерживается», — говорит Сергей Чалый.
Напомним, что буквально за несколько часов до объявления о назначении Надежду Ермакову принимал с докладом Александр Лукашенко. От Ермаковой президент был рад услышать, что «население успокоилось, и с 10 июня идет приток вкладов в банковскую систему».
Надежда Ермакова привела пример, что за 26 дней июля прирост вкладов в белорусских рублях в «Беларусбанке» составил 150 млрд. рублей, в целом же по стране эта цифра превышает 200 млрд. рублей. При этом прекратился отток валютных вкладов, а в отдельных банках идет небольшой приток. В целом в банковской системе и на финансовом рынке страны, заявила Ермакова, сложилась стабильная ситуация. Также она отметила, что курсы иностранных валют, установленные Нацбанком, отражают реальный уровень и не сдерживаются административными методами.
«То есть в ситуации, когда есть ощущения, что все рушится, нашелся тот человек, который сказал, что все в порядке. И власти сделали выбор не в пользу той стратегии, что надо принимать решительные меры, а в пользу того, что делать ничего не надо», — отметил Сергей Чалый.
Надежда Ермакова, кстати, в период валютного кризиса запомнилась своим высказыванием по поводу отсутствия нужды в валюте.
«У меня долларов нет. Я не иду в обменник. Он мне просто не нужен. У меня и в девяностые не было, и сегодня нет», — говорила Надежда Ермакова в интервью телеканалу «Россия».
По словам Сергея Чалого, такая позиция крупного госчиновника «тоже соответствует политике партии и правительства».
Ермакову, кстати, даже цитировал Александр Лукашенко во время майского совещании, посвященного актуальным вопросам экономики, в частности, текущей ситуации на потребительском и валютном рынках: «Я, правда, не слышал, но мне доложили, цитируя Надежду Ермакову, которая с сарказмом спросила: «Люди добрые, а вам зачем валюта? У нас за белорусские рубли покупают в магазине, одеваются в магазине и так далее, и тому подобное».
Вместе с тем эксперты высказывают некоторые сомнения в том, что профессиональные качества Надежды Ермаковой полностью соответствуют новой должности.
«Насколько мне известно, Ермакова никогда не занималась макроэкономическими исследованиями. А ведь председатель Нацбанка — это, прежде всего, макроэкономист, который глубоко знает сущность денег», — отмечает Станислав Богданкевич.
По словам Сергея Чалого, в этой связи подходящей кандидатурой на пост главы Нацбанка был Юрий Алымов. «Он как раз отвечал за платежный баланс и валютную политику», — напомнил эксперт.
«Хотя в любом случае мы сильно преувеличиваем роль главы Нацбанка в наших условиях. Если бы Нацбанк действительно обладал серьезной операционной автономией, как должно было бы быть в нормальной экономике, тогда другое дело. А в наших реалиях такие назначения не оказывают большого влияния на работу главного банка», — подчеркнул аналитик.
Ранее Нацбанк возглавляли: |
БОГДАНКЕВИЧ Станислав Антонович — 01.09.1991 — 14.09.1995 ВИННИКОВА Тамара Дмитриевна — 19.02.1996 — 14.01.1997 АЛЕЙНИКОВ Геннадий Станиславович — 16.01.1997 — 20.03.1998 ПРОКОПОВИЧ Петр Петрович — 20.03.1998 — 18.07.2011 |
Андрей КОЖЕМЯКИН