Таможенный союз: На киргизско-казахстанской границе процветает челночный бизнес
22.07.2011 00:48
—
Новости Экономики
Таможенный союз: На киргизско-казахстанской границе процветает челночный бизнес
Высокие пошлины на ввоз товаров на территорию Таможенного союза сильно ударили по киргизскому вещевому рынку "Дордой". Однако предприниматели находят лазейки, чтобы беспошлинно провозить товар из Киргизии в Казахстан.
Киргизский вещевой рынок "Дордой" является крупнейшим в Центральной Азии. Он превратился в перевалочную базу товаров из Китая, Индии и других стран в Казахстан и Россию. Однако с началом работы Таможенного союза этот поток значительно сократился. Из-за высоких таможенных пошлин внутри союза возить товары из Киргизии в Казахстан стало не очень выгодно. Однако предприниматели нашли выход из этой ситуации. Пользуясь тем, что одному человеку разрешен беспошлинный ввоз товаров народного потребления весом до 50 килограммов, бизнесмены провозят груз через границу частями. Машины с товаром разгружают на киргизской стороне, а затем нанимают рабочих-носильщиков, которые переносят его в сумках по 50 килограммов на казахскую сторону.
Весь товар через границу вручную
Приехав на таможенный пост "Ак жол", что на киргизско-казахской границе по автодороге Бишкек-Алма-Ата, можно увидеть, как вокруг машин, из которых выгружают коробки и пакеты с товаром, толпятся люди. Недостатка в грузчиках-носильщиках здесь не наблюдается. Скорее наоборот - большая очередь рабочих, которые надеются, что сегодня им удастся сделать несколько рейсов через границу.
"В день мы делаем пять-шесть рейсов, по ночам тоже грузы переносим. Нас нанимают предприниматели. Мы переносим сумки с грузом и отдаем их уже на казахской стороне", - рассказывает Талгат, житель приграничного казахского села Кордай. По его словам, в основном нуждаются в носильщиках бизнесмены из Алма-Аты, Астаны, Караганды и других городов Казахстана. Приезжают также и российские предприниматели. По словам Талгата, за то, что наемный рабочий один раз перенесет груз через границу, он получает от одной до двух тысяч тенге, это примерно от пяти до 10 евро.
Но перейти границу не так-то просто. Нам для этого понадобилось около часа. Контрольно-пропускные пункты с трудом справляются с таким людским потоком. Если КПП на киргизской стороне можно миновать без особого труда, то на казахском посту - всегда много людей. Причем рядовые граждане, которые по личным делам пересекают границу, весьма нелестно отзываются о тех, кто целыми днями переносит сумки с товарами. "Сколько можно ждать? Прекратите мучить людей! - выкрикивает женщина в очереди. - Это все из-за этих грузчиков с баулами, которые ходят туда-сюда целыми днями".
Носильщик Талгат говорит, что ему порой приходится ждать своей очереди несколько часов. "Бывает час или два часа в очереди стоишь, чтобы перейти границу. Один раз я больше четырех часов ждал, чтобы пронести груз на казахскую территорию", - говорит Талгат.
"Коррупция на границе"
К тому же, рассказывает он, на границе "процветает коррупция". Платить приходится, например, за то, чтобы без очереди пересечь границу по встречной полосе. "Киргизские таможенники почти не берут денег, а вот казахские с каждым днем требуют все больше и больше. Сегодня даешь 500 тенге, завтра они уже 1000 тенге просят", - рассказывает Талгат.
Предпринимателя из Алма-Аты Николая Небова мы встретили на киргизской территории, на автостоянке перед пунктом таможенного контроля. Он выдавал носильщикам под роспись только что доставленный груз, который они должны перенести через границу. "Раньше мы без особых проблем провозили товар машинами, а сейчас я стану банкротом, если начну платить по правилам все таможенные пошлины. Вот и приходится таким способом переправлять груз", - рассказывает бизнесмен. По его словам, на киргизском "Дордое" он закупает одежду и обувь, которая затем хорошо расходится на одном из рынков Алма-Аты. "Надеемся, что хоть и в меньших объемах, но мы в дальнейшем сможем провозить товар таким образом", - говорит Николай Небов.
"Бреши в границах" не помогут "Дордою"
Лазейки, которые находят предприниматели, способны как-то оживить торговлю на киргизском рынке "Дордой", но восстановить товарооборот в прежних объемах уже не удастся, считает эксперт Бишкекского делового клуба Бакай Жунушов. "Наверное, не стоит говорить, что такие небольшие дыры в Таможенном союзе сильно помогут "Дордою". Это в любом случае не те масштабы и не те объемы экспорта, которые были раньше", - сказал Жунушов в беседе с корреспондентом Deutsche Welle.
К тому же, по его мнению, страны-члены Таможенного союза в скором времени постараются изменить ситуацию на границе. Тогда в сфере оптовой торговли в Киргизии возникнет серьезный кризис. "То, что сейчас часть товаров вывозится частями по 50 килограмм - это не спасение для рынка "Дордой", это может быть всего лишь временное решение", - убежден Бакай Жунушов.
Киргизский вещевой рынок "Дордой" является крупнейшим в Центральной Азии. Он превратился в перевалочную базу товаров из Китая, Индии и других стран в Казахстан и Россию. Однако с началом работы Таможенного союза этот поток значительно сократился. Из-за высоких таможенных пошлин внутри союза возить товары из Киргизии в Казахстан стало не очень выгодно. Однако предприниматели нашли выход из этой ситуации. Пользуясь тем, что одному человеку разрешен беспошлинный ввоз товаров народного потребления весом до 50 килограммов, бизнесмены провозят груз через границу частями. Машины с товаром разгружают на киргизской стороне, а затем нанимают рабочих-носильщиков, которые переносят его в сумках по 50 килограммов на казахскую сторону.
Весь товар через границу вручную
Приехав на таможенный пост "Ак жол", что на киргизско-казахской границе по автодороге Бишкек-Алма-Ата, можно увидеть, как вокруг машин, из которых выгружают коробки и пакеты с товаром, толпятся люди. Недостатка в грузчиках-носильщиках здесь не наблюдается. Скорее наоборот - большая очередь рабочих, которые надеются, что сегодня им удастся сделать несколько рейсов через границу.
"В день мы делаем пять-шесть рейсов, по ночам тоже грузы переносим. Нас нанимают предприниматели. Мы переносим сумки с грузом и отдаем их уже на казахской стороне", - рассказывает Талгат, житель приграничного казахского села Кордай. По его словам, в основном нуждаются в носильщиках бизнесмены из Алма-Аты, Астаны, Караганды и других городов Казахстана. Приезжают также и российские предприниматели. По словам Талгата, за то, что наемный рабочий один раз перенесет груз через границу, он получает от одной до двух тысяч тенге, это примерно от пяти до 10 евро.
Но перейти границу не так-то просто. Нам для этого понадобилось около часа. Контрольно-пропускные пункты с трудом справляются с таким людским потоком. Если КПП на киргизской стороне можно миновать без особого труда, то на казахском посту - всегда много людей. Причем рядовые граждане, которые по личным делам пересекают границу, весьма нелестно отзываются о тех, кто целыми днями переносит сумки с товарами. "Сколько можно ждать? Прекратите мучить людей! - выкрикивает женщина в очереди. - Это все из-за этих грузчиков с баулами, которые ходят туда-сюда целыми днями".
Носильщик Талгат говорит, что ему порой приходится ждать своей очереди несколько часов. "Бывает час или два часа в очереди стоишь, чтобы перейти границу. Один раз я больше четырех часов ждал, чтобы пронести груз на казахскую территорию", - говорит Талгат.
"Коррупция на границе"
К тому же, рассказывает он, на границе "процветает коррупция". Платить приходится, например, за то, чтобы без очереди пересечь границу по встречной полосе. "Киргизские таможенники почти не берут денег, а вот казахские с каждым днем требуют все больше и больше. Сегодня даешь 500 тенге, завтра они уже 1000 тенге просят", - рассказывает Талгат.
Предпринимателя из Алма-Аты Николая Небова мы встретили на киргизской территории, на автостоянке перед пунктом таможенного контроля. Он выдавал носильщикам под роспись только что доставленный груз, который они должны перенести через границу. "Раньше мы без особых проблем провозили товар машинами, а сейчас я стану банкротом, если начну платить по правилам все таможенные пошлины. Вот и приходится таким способом переправлять груз", - рассказывает бизнесмен. По его словам, на киргизском "Дордое" он закупает одежду и обувь, которая затем хорошо расходится на одном из рынков Алма-Аты. "Надеемся, что хоть и в меньших объемах, но мы в дальнейшем сможем провозить товар таким образом", - говорит Николай Небов.
"Бреши в границах" не помогут "Дордою"
Лазейки, которые находят предприниматели, способны как-то оживить торговлю на киргизском рынке "Дордой", но восстановить товарооборот в прежних объемах уже не удастся, считает эксперт Бишкекского делового клуба Бакай Жунушов. "Наверное, не стоит говорить, что такие небольшие дыры в Таможенном союзе сильно помогут "Дордою". Это в любом случае не те масштабы и не те объемы экспорта, которые были раньше", - сказал Жунушов в беседе с корреспондентом Deutsche Welle.
К тому же, по его мнению, страны-члены Таможенного союза в скором времени постараются изменить ситуацию на границе. Тогда в сфере оптовой торговли в Киргизии возникнет серьезный кризис. "То, что сейчас часть товаров вывозится частями по 50 килограмм - это не спасение для рынка "Дордой", это может быть всего лишь временное решение", - убежден Бакай Жунушов.