МАЗ потерял КАМАЗ
Объем инвестиционной программы для МАЗа на 2011 год составит 131,3 млрд рублей. По сегодняшнему курсу это около 25 млн долларов. Однако, как было сказано президиума Совета министров, интерес россиян должен подкрепляться увеличением доли белорусского производителя на рынке России.
Ход реализации комплексной программы развития ОАО «МАЗ» на среднесрочную и долгосрочную перспективу обсуждался 19 июля на заседании президиума Совета министров, предает БелаПАН.
Как сообщает пресс-служба правительства, в среднесрочной перспективе программа предусматривает реализацию 14 проектов по повышению качества и улучшению потребительских свойств выпускаемой автотехники, а также по освоению импортозамещающей продукции, техническому перевооружению и коренной реконструкции действующих производств.
В первом полугодии 2011 года по всем запланированным проектам программы заключены контракты на поставку технологического оборудования. Общая стоимость оборудования по заключенным контрактам составляет 29,7 млн. евро, сообщает пресс-служба.
В соответствии с планом разработки новых видов продукции за этот же период изготовлено четыре новые модели автомобилей, две — автобусов, три — прицепов и четыре — специальной техники.
Как отметила пресс-служба, реализация мероприятий комплексной программы развития ОАО «МАЗ» позволила обеспечить выполнение основных целевых показателей. Так, темп роста продукции промышленности в сопоставимых ценах за пять месяцев составил 166,7% (в текущих ценах — 196,2%), за первое полугодие 2011 года ожидается на уровне 163,9% и 213,6% соответственно.
А пока МАЗ восстанавливает свои позиции на рынке России, где его доля в период кризиса снизилась до рекордного минимума. Этот минимум – 3,4% от всего объема продаж – пришелся на 2009 год, в 2010 году доля составила 9,5%, хотя в 2005 году она была 17,7%.
По последним данным, доля МАЗа в первом квартале 2011 года выросла в сегменте автомобилей полной массы 14–40 тонн с 8,8% (данные первых трех месяцев 2010 года) до 14,3%.
Таким образом, по итогам 1-го квартала 2011 года МАЗ занял в России третье место по объемам продаж грузовиков. Впереди него КаМАЗ и иностранные производители (35,2%).
Доля КаМАЗа по сравнению с первыми тремя месяцами 2010 года и в целом 2010-м годом сократилась. В 1-м квартале 2010 года она составляла 59%, по итогам 2010 года – 46,8%. А вот продажи иностранных производителей, наоборот, выросли. Для сравнения: в 1-м квартале 2010 года их продажи составляли 11,3%, по итогам 2010 года – 25,1%.
В сегменте среднетоннажников (8–14 тонн) доля МАЗа в 1-м квартале 2011 года выросла еще существеннее – с 12,8% до 22,7%. Здесь МАЗ занимает 2-е место после "Соллерса" (Isuzu) (41,4%). Доля КаМАЗа на этом рынке составила в рассматриваемом периоде 12,3%, иностранных компаний – 21,3%.
Однако, чтобы сохранить конкурентоспособность не только на российском рынке, но и внутри рынка Таможенного союза, МАЗу нужно искать стратегического партнера с хорошей не только технической, но и финансовой базой.
Период, когда обсуждалась возможность присоединения КаМАЗа к МАЗу (конец 1990-го – начало 2000-го) безвозвратно потерян. И теперь остается только искать наиболее благоприятные возможности сотрудничества под эгидой своего главного конкурента.
КаМАЗ в отличие от МАЗа не потерял иностранного партнера (концерн МАN), а нашел и крепит и углубляет стратегические отношения с ним, не боясь, в том числе, продавать акции.
Акционером КаМАЗа является компания Daimler-Benz (11% в уставном фонде), которая с марта 2011 года в рамках ООО "Мерседес Бенц Транс Восток" начала производство немецких грузовиков в Набережных Челнах.