Какой будет политика Нацбанка после Прокоповича?
20.07.2011 09:53
—
Новости Экономики
Какой будет политика Нацбанка после Прокоповича?
На этой неделе официально завершилась эпоха правления Петра Прокоповича в Национальном банке. Означает ли это, что теперь Нацбанк будет проводить другую политику? Будет ли новый глава центробанка придерживаться того же курса, который долгие годы проводил Прокопович?
Последняя весна в Нацбанке
Еще в апреле у руководства Нацбанка была надежда, что Петр Прокопович на работу вернется и даже после серьезной болезни сможет вновь исполнять свои обязанности.
Высокопоставленные представители центрального банка в конце апреля отмечали, что Петр Прокопович после операции на сердце "бодро себя чувствует, энергичен, уже гуляет по парку" и планирует вернуться на работу 10 мая.
На работу Петр Петрович в мае вернулся, но продолжить свою деятельность на посту председателя правления Нацбанка не смог. Со стороны могло показаться, что это валютный кризис сбил Прокоповичу нормальный ритм восстановления после операции на сердце. Однако информированные собеседники Naviny.by отмечают, что валютный кризис тут ни при чем - продолжить работу Петру Прокоповичу действительно не позволило состояние здоровья.
Таким образом, этой весной завершился долгий профессиональный путь Петра Прокоповича на посту председателя правления Нацбанка. Путь этот Петр Петрович начал в далеком 1998 году.
Благодаря усилиям Прокоповича, отмечают в Нацбанке, удалось в свое время нарастить золотовалютные резервы до уровня трехмесячного объема импорта. В заслугу Петру Прокоповичу его бывшие коллеги ставят и тот факт, что после его прихода в Нацбанк страна пришла к единому курсу белорусского рубля - произошло это в 2000 году.
Правда, сейчас мало что осталось от былых достижений - золотовалютных резервов сегодня не хватит даже на оплату полуторамесячного импорта, а единого обменного курса рубля нет и в помине.
По стопам Петра Прокоповича
Новому руководителю Нацбанка Юрию Алымову придется решать образовавшиеся проблемы, а именно - выходить на единый курс, увеличивать золотовалютные резервы. То есть заниматься приблизительно тем же, что и Петру Прокоповичу после прихода во второй половине 1990-х в Нацбанк.
Обязанности руководителя Нацбанка Юрий Алымов исполняет уже ровно месяц - с 20 июня. Правда, радикальных изменений после прихода нового главы Нацбанка банкиры не заметили.
"Алымов - человек из "старого" Нацбанка. Глобальных изменений после прихода Алымова на должность руководителя Нацбанка не будет", - подчеркнул в беседе с корреспондентом Naviny.by представитель одного из ведущих коммерческих банков.
В банковских кругах ходили разговоры, что пост председателя правления Нацбанка предлагали нынешнему вице-премьеру Сергею Румасу, однако последний вроде отказался от этой должности.
Юрия Алымова называют человеком осторожным, который не пойдет на кардинальные изменения в политике Нацбанка.
"При нем будет проводиться достаточно осторожная политика, кардинальных преобразований ожидать не приходится. В Нацбанке, к примеру, сформировался клан, который выступает за резкое повышение ставки рефинансирования, однако есть те, кто выступает за более плавное движение в этом вопросе. Скорее всего, Нацбанк в сегодняшней ситуации пойдет по второму пути", - сообщил Naviny.by источник в банковских кругах.
На последнем расширенном заседании правления Нацбанка, которое проходило в апреле, Юрий Алымов выступал за сбалансированную политику при определении процентных ставок. По данным Naviny.by, Алымов на апрельском заседании призвал искать "золотую середину" в этом вопросе. По мнению Алымова, ужесточение процентной политики может негативно сказаться на реальном секторе экономики, для которого увеличение процентных ставок означает удорожание кредитных ресурсов.
Еще один ключевой вопрос, который будет находиться в компетенции нового главы Нацбанка, - эмиссионная политика.
Впрочем, бывший глава Нацбанка Станислав Богданкевич полагает, что ключевые решения по этому вопросу будут приниматься не в Нацбанке, а в Администрации президента.
"Политика определяется у нас не в Нацбанке, а на самом верху властной вертикали", - констатирует Станислав Богданкевич.
Говоря об эмиссии, следует обратить внимание, что правительство на этой неделе утвердило план мероприятий по выполнению программы социально-экономического развития на пятилетку, которая предполагает рост ВВП на 62-68% до 2015 года. По оценкам Standard&Poor’s, экономический рост в Беларуси напрямую связан с объемами кредитов, которые выделяют госбанки. А возможности последних выдавать кредиты в последние годы обеспечивались в том числе за счет эмиссионных источников.
По мнению Станислава Богданкевича, достичь высоких темпов роста ВВП в 2011-2015 годы на безэмиссионной основе будет невозможно.
"Наша проблема - выбранная экономическая модель. Во имя роста ВВП мы готовы увеличивать и внутреннюю, и внешнюю задолженность, и складские запасы. Это разорительная экономика. Нам следовало бы остановить рост ВВП, чтобы оздоровить экономику, а не добиваться выполнения целевых показателей за счет эмиссии, что чревато инфляцией и падением обменного курса рубля", - говорит Станислав Богданкевич.
Трудные задачи до конца года
Следует отметить, что эмиссионное финансирование экономики противоречит позиции МВФ, который настаивает на ужесточении макроэкономической политики в Беларуси. К позиции МВФ властям придется прислушиваться, ведь официальный Минск хочет привлечь у фонда кредиты не менее чем на 3,5 млрд долларов.
По информации Naviny.by, новый глава Нацбанка Юрий Алымов является сторонником заключения новой программы Беларуси с фондом. Во всяком случае на апрельском расширенном заседании правления Нацбанка Юрий Михайлович выступал однозначно за то, чтобы выходить на новую программу с МВФ.
Кстати говоря, вопросами привлечения крупных заимствований нынешний глава Нацбанка занимался, будучи еще заместителем Петра Прокоповича. Алымов входил в состав белорусской делегации, которая обсуждала с Россией вопрос привлечения кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС.
Кроме этого, Алымов входил в состав белорусской делегации, которая встречалась в этом году с западными инвесторами. Во время таких встреч, которые проходили в Австрии и Германии, инвесторы одним из первых поднимали вопрос о том, будет ли у Беларуси новая программа с МВФ.
Так что у нынешнего главы Нацбанка была возможность оценить, насколько важна с точки зрения инвестиционной привлекательности новая программа Беларуси с фондом.
По мнению Станислава Богданкевича, новая программа МВФ важна для Беларуси и в связи с планами властей по выходу к концу года на единый курс белорусского рубля.
"Я думаю, что власти придут и к продаже активов, и к привлечению заимствований у МВФ. Рано или поздно к властям должно прийти понимание, что нужно двигаться в этом направлении. Потому что без этого не будет оздоровления экономики, ситуации на валютном рынке", - резюмировал Станислав Богданкевич.