Нацбанк банкует

Источник материала:  


Публикация доклада Нацбанка «Финансовая стабильность в Республике Беларусь 2010» прошла без помпы и PR -шума. В контексте обвальной девальвации и самой высокой за последние 10 лет инфляции уместнее было бы говорить о финансовой неустойчивости и нервозности.

Нацбанк не поддерживает тезис президента о том, что Беларусь накрыла вторая волна глобального кризиса. Он справедливо отмечает, что в 2010г. экономика страны развивалась «в условиях восстановления мировой экономики и экономик основных торговых партнеров» . Надо признать, что восстановление было очень быстрым. Реальный ВВП мировой экономики вырос на 5%, в т.ч. США - на 2,8%, ЕС - на 1,8%, стран зоны евро - на 1,7%, СНГ - на 4,6% ВВП. Нацбанк пишет о сохранении негативного воздействия внешних шоков, имея в виду рост стоимости российских энергоносителей и опуская тот факт, что цены на газ и нефть из России для нас по сравнению с соседями сохранялись на льготном уровне.

Львиная доля внешнего финансирования шла в форме кредитов государству и коммерческим банкам: «В результате относительный уровень валового внешнего долга страны приблизился к порогу экономической безопасности» . Работа экономики в режиме пятилеток создала у населения иллюзию стабильного улучшения благосостояния. О том, что зарплату нужно зарабатывать, а не получать, население забыло, а у начальства не хватило смелости напомнить об этом в год президентских выборов. В результате резкий рост спроса внутреннего рынка усугубил дефицит внешней торговли. Реальная зарплата и реальные располагаемые денежные доходы населения в 2010г. увеличились на 14,9% (в 2009г. реальная зарплата снизилась на 0,4%, а реальные располагаемые денежные доходы выросли на 3,7%). Именно поэтому розничный товарооборот в 2010г. вырос на 17,1% (в 2009г. - на 3,2%), а платные услуги - на 11,5% (в 2009г. - 2,8%).

Производительность труда не поспевала за прытью доходов и кредитования домашних хозяйств и предприятий. Понятно, что не Нацбанк принимал решение об искусственном увеличении зарплаты, но именно он удешевлял кредиты, снижая процентные ставки, активно увеличивал денежную массу, предоставлял льготные условия по кредитованию госбанков, а также своим бездействием в сфере платежного баланса довел ситуацию до резкой девальвации, дефицита валюты и глубоких макроэкономических рисков. Ошибкой было снижение ставки рефинансирования - с 13,5 до 10,5%. Процентные ставки по операциям Нацбанка снижены на 5,5 п.п. - до 16% годовых (это касается постоянно доступных инструментов поддержки ликвидности), а по изъятию ликвидности - до 10% годовых.

Нацбанк обязался увеличить золотовалютные резервы, но допустил их снижение до $5 млрд. Тенденция была вполне предсказуемой, но опять же коррекции курсовой политики не последовало - Нацбанк предпочел активно продавать резервы и создавать иллюзию устойчивости рубля.

В главном банке страны видели, что нет необходимых структурных реформ, что проваливаются иностранные инвестиции, что страну подсаживают на кредитную иглу, но причины валютного и структурного кризиса не ликвидировали. Специалисты Нацбанка наверняка понимали, что высокие темпы льготного кредитования не есть надежный способ повысить конкурентоспособность экономики. Потому что производить вал, работать в условиях жестко ограниченной конкуренции и не бояться банкротства - это одно, а рассчитывать только на помощь чиновников в виде расширения доли государства в уставных фондах госбанков - другое. Такая «подушка безопасности» превратилась в электрический стул.

Политика дешевых денег и льготного кредитования создала мощный инфляционный навес, который обрушился на страну в 2011г. Нацбанк совершает грубую ошибку в диагностировании причин стремительного роста цен, стараясь отвести от себя подозрения: «Определяющими факторами ускорения инфляционных процессов во второй половине года стали повышение цен на отдельные продукты питания на внешних рынках вследствие низкой урожайности сельскохозяйственной продукции в 2010г., рост импортируемой инфляции, инфляционных и девальвационных ожиданий населения, а также опережающий рост реальных денежных доходов населения по сравнению с ростом производительности труда» .

На фоне высокой инфляции и множественности обменных курсов Нацбанк хвастается тем, что добился улучшения ликвидности всего банковского сектора за счет предоставления практически ничем не ограниченного кредита для «Беларусбанка» и «Белагропромбанка» сроком на пять лет. И никакой взаимосвязи между высокой инфляцией и девальвацией Нацбанк почему-то не видит или, по крайней мере, в своем докладе об этом не пишет.

В долгах как в шелках

Обильные внешние заимствования стали причиной роста внешнего госдолга с 16,4% ВВП на начало 2010г. до 17,8% ВВП ($9,7 млрд.) на 1.01.2011г. Размер внутреннего госдолга составил 5,7% ВВП. За 2011г. с учетом девальвации и фактического размера дефлятора внешний долг по отношению к ВВП может удвоиться.

Нацбанк не смог убедить правительство или не посчитал нужным менять в 2010г. курсовую политику. В результате существенно ухудшилось сальдо как торгового, так и платежного балансов. Дефицит внешней торговли товарами и услугами в 2010г. оказался в 1,6 раза больше (на $2,8 млрд.), чем прогнозировали власти, составив $7,4 млрд. (15,6% ВВП; в 2009г. - 13%). В IV квартале 2010г. этот показатель достиг исторического максимума - 20,4% ВВП. Дефицит внешней торговли товарами составил $9,1 млрд. (рост на 31,1%, или на $2,2 млрд.). При этом дефицит торговли энерготоварами вырос на $1,7 млрд., достигнув $5 млрд.

Чистый приток капитала в минувшем году составил $7,4 млрд. - на $0,9 млрд. меньше, чем в 2009г.: «При этом тенденция наращивания внешнего государственного долга для целей финансирования дефицита платежного баланса сохранилась» . Чистое привлечение иностранного капитала госорганами составило $2,6 млрд., а частным сектором (в официальном определении) - $4,8 млрд. Все это преимущественно за счет наращивания долгов при снижении объемов привлеченных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на $0,5 млрд.: «При этом доля краткосрочных заимствований в приросте внешнего долга частного сектора в 2010г. составила 54,1%» . Приток ПИИ без учета средств от продажи пакета акций «Белтрансгаза» составил 36,7% от прогноза, что говорит о полном провале работы с привлечением в страну «живых» денег, новых технологий и интеграции Беларуси в горизонтальные и вертикальные цепочки ведущих мировых ТНК.

Банки тоже активно наращивали внешние долги - в 2010г. они увеличились на $2,2 млрд. (в 2009г. - $0,5 млрд.). Краткосрочные долги составили 48,7% прироста банков (в 2009г. - 29,7%). Сегодня в условиях сильной курсовой не-устойчивости внешняя уязвимость банков увеличилась еще больше. С учетом всех операций по текущему и финансовому счетам валовой внешний долг на 1.01.2011г. составил $28,5 млрд., или 52,2% ВВП (рост на 29,2%, или на $6,5 млрд.). За 2009-10гг. внешний долг удвоился «и приблизился к порогу экономической безопасности» .

Правительство заблокировало приватизацию, а вместе с ней возможный приток в страну твердой валюты. Белорусские деньги, которые за последние 20 лет были вывезены из страны, тоже не могли вернуться: уровень защиты прав собственности и экономической свободы остался ниже плинтуса. Поэтому на фоне резкого ухудшения платежного баланса и искусственной накачки внутреннего спроса рублями вырос спрос на валюту. В 2010г. чистая покупка инвалюты субъектами хозяйствования составила $6,9 млрд. против $3,6 млрд. за 2009г., а населением - $1,5 млрд. (в 2009г. - $0,8 млрд.).
←Доходная ведомость

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика