Особенности приватизации: хочешь купить актив — давай кредит

Источник материала:  
18.07.2011 20:08 — Новости Экономики

Правительство решило испробовать новую формулу выкачивания денег из кошельков потенциальных покупателей госсобственности. Инвестор должен будет не только заплатить за приобретенный пакет акций, но и расщедриться на беспроцентный займ.

Особенности приватизации: хочешь купить актив — давай кредитПока на таких условиях планируется продать одно предприятие — ОАО «Промсвязь». Изначально, в соответствии с планом приватизации на 2011-2013 годы и планом преобразования РУП в ОАО, продажа пакета акций «Промсвязи» в размере 49,726% уставного фонда была запланирована на 2012 год. Но конкурс было решено перенести на этот год.

Как заявил БЕЛТА заместитель министра связи и информатизации Сергей Нестерович, перенос конкурса связан с тем, «что еще в прошлом году с предложением о покупке пакета акций ОАО к нам обратились китайские компании Huawei и ZTE. Сегодня инвесторы подтверждают заинтересованность в участии в конкурсе и приобретении пакета акций белорусского предприятия».

По словам Сергея Нестеровича, победитель конкурса должен будет предоставить предприятию беспроцентный заем сроком на 5 лет с отсрочкой по уплате основного долга. Эти средства планируется направить на модернизацию производства и освоение новых технологий.

Заем небольшой — всего 1,5 млн. долларов. Такая сумма потенциальных покупателей испугать не должна. С другой стороны, инвестор не получит контроля над компанией, хотя и отдаст продавцу больше, чем стоит им приобретенная доля.

По словам экономиста Сергея Чалого, в этом и заключается цель белорусских властей. Оставить за собой контрольный пакет, но получить при этом с покупателя почти как за контроль.

«Логика простая. Анализируется, какова потребность в денежных ресурсах. Если так получается, что для реализации инвестпрограмм придется продавать контрольный пакет, то выдвигается такое условие. Мы вам 49%, а вы еще этому предприятию даете какой-то займ. А это просто связано с нежеланием продавать контроль», — отмечает аналитик.

По его словам, это свидетельствует о том, что власти по-прежнему мыслят старыми категориями.

«Госсобственность — наша, мы ее никому не продадим, а если и продадим, то таким образом, чтобы государство все равно осталось главным собственником и могло само принимать ключевые решения. Это подтверждает наличие страха у власти, что инвесторы придут, все скупят, закроют. Хотя, например, требование сохранить занятость на предприятиях абсурдно, если учитывать, что в экономике избыточная занятость, а мы продаем предприятия для улучшения финансового положения».

Сергей Чалый подчеркивает, что правительство вообще не должно вмешиваться в действия покупателей. Инвестор, привлекаемый для приватизации того или иного актива, должен сам определять направление деятельности предприятия, объем инвестиций, и тем более сам должен решать, в какие инвестиционные программы вкладывать деньги.

К чему может привести навязывание иностранным покупателям дополнительных инвестиционных обязательств со стороны государства, хорошо видно на примере России, отмечает Сергей Чалый.

«Во время реформы энергосистемы в РФ и продажи генерирующих мощностей с иностранными акционерами заключались соглашения, в соответствии с которыми государство обязывало покупателей наращивать мощности и вкладывать в это определенные суммы. Но государство как продавец исходило из нереалистичных прогнозов роста спроса на электроэнергию, поэтому инвестиционные программы были избыточны.

Акционеры всеми правдами и неправдами старались избежать ненужного инвестирования, а государство в ответ вводило штрафные санкции. Все закончилось тем, что некоторые иностранные компаний ушли, продав актив тому, кто готов был заплатить. А таким покупателем оказался «Газпром». И вместо демонополизации и разгосударствления отрасли получили обратный эффект».

Сергей Чалый не исключает, что условия продажи ОАО «Промсвязь» власти могут продублировать и при продаже других активов.

«Но мы не получим то, на что рассчитываем. Рано или поздно покупатель будет обходить дополнительные условия, которые противоречат его интересам. Наконец, этими условиями мы можем еще больше отпугнуть инвесторов», — считает эксперт.

Кстати, условия продажи ОАО «Промсвязь» можно считать не первой попыткой властей заполучить от потенциального покупателя госсобственности не только деньги за актив, но и заемные средства. Больше месяца назад в СМИ появилась информация, что совладелец «Уралкалия» Сулейман Керимов предварительно договорился с белорусскими властями о кредите в 1 млрд. долларов в счет будущих поставок калийного сырья по фиксированным ценам. Позже группа ОАО «Уралкалий» подтвердила эту информацию.

Эксперты же расценили возможную сделку как предоплату при покупке «Беларуськалия», своего рода гарантию сделки, которую хотела получить Беларусь от Керимова. В условиях кризиса 1 млрд. долларов был бы как нельзя кстати, и его просто замаскировали под кредит под поставки калийных удобрений.

По мнению Сергея Чалого, власти были почти уверены, что эти деньги у них в кармане, поэтому предварительно вся сумма была расписана и распилена среди госпредприятий, нуждающихся в валюте. Однако керимовского миллиарда долларов Беларусь пока так и не получила.

Генеральный директор российской компании «Уралкалий» Владислав Баумгертнер 28 июня в Москве заявил, что вероятность выдачи «Беларуськалию» кредита в 1 млрд. долларов невелика. Первый вице-премьер Владимир Семашко, тем не менее, продолжает надеяться, что деньги придут — в конце июля.



Андрей КОЖЕМЯКИН
←В Беларуси уточнены некоторые нормы, регулирующие правоотношения в Таможенном союзе

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика