Беларусь может вступить в мировой клуб производителей авиатехники
Беларусь является наиболее вероятным покупателем проекта по производству одномоторного восьмиместного пассажирского самолета Ae 270. Этот проект считался «мертвым», однако теперь производитель самолета чешская компания Aero Vodochody перешла в завершающую стадию переговоров о его продаже, пишет сайт Сzechposition.
Фото ČTK
«Переговоры по сделке продолжаются. Предстоит решить, какая форма контракта у нас будет», — заявил заместитель министра промышленности и торговли Чехии Милан Говорка в интервью газете Hospodářské noviny.
Президент компании Aero Vodochody Ладислав Шимек сообщил, что до конца августа белорусское правительство примет решение по этой сделке.
Сделка может составить до 3,5 млрд. чешских крон (200 млн. долларов). Если она состоится, Aero Vodochody будут оказывать покупателю техническую поддержку в течение нескольких лет, а другим чешским фирмам может быть заказана постройка в Беларуси производственных мощностей для Ae 270.
Ae 270 разрабатывался в сотрудничестве с тайваньской фирмой Aerospace Industrial Development Corporation — еще до того, как в 2007 году Aero Vodochody приобрела компания Penta Investments — одна из крупнейших инвестиционных фирм в Центральной и Восточной Европе.
Герметичная кабина Ae 270 позволяет самолету подниматься на большую высоту, что снижает зависимость от плохих погодных условий. Мотор самолета сконструирован канадской фирмой Pratt & Whitney. Ae 270 может быть приспособлен для транспортировки небольших грузов, наблюдения с воздуха, спасательных операций.
Сообщается, что стоимость разработки Ae 270 составила 2 млрд. крон (115 млн. долларов). В начале 2000-х годов Aero Vodochody выпустила шесть Ae 270.
Тайваньская фирма дала предварительное согласие на сделку с Беларусью.
Несмотря на завершающую стадию переговоров с нашей страной, интерес к Ae 270 также проявляют Россия и Китай.
«Китайцы ищут по всему миру готовый проект для покупки и производства по лицензии. Таким образом они хотят сэкономить время на разработку. В России, хотя там запущено несколько проектов [по производству нового маленького пассажирского самолета], ни один не продвинут так, как наш Ae 270. В этом заключается основная причина их интереса», — сказал Властимил Коуфал, менеджер Aero Vodochody по специальным проектам в странах бывшего СССР.
Сама же Aero Vodochody решила специализироваться на производстве военных самолетов.
Кстати, используемые в белорусской военной авиации учебно-тренировочные самолеты L-39 «Альбатрос» — также детище чешской компании, хотя Беларусь и закупила первую партию этих самолетов у Украины, где научились модернизировать изготовленные еще в социалистической Чехословакии «альбатросы» до уровня современных требований.
Антон ТАРАС