Валютный кризис тормозит модернизацию белорусских НПЗ
13.07.2011 10:00
—
Новости Экономики
Валютный кризис тормозит модернизацию белорусских НПЗ
Один из крупнейших инвестиционных проектов Беларуси — модернизация белорусских НПЗ — испытывает сегодня дефицит финансирования. С одной стороны, по данным концерна "Белнефтехим", низкая рентабельность белорусских НПЗ привела к тому, что собственных средств для модернизации не хватает. С другой, как отмечают в банковских кругах, в условиях валютного кризиса проблематично привлечь в страну крупные заемные ресурсы.
НПЗ входят в число ведущих налогоплательщиков Беларуси, и от их развития во многом зависят доходы бюджета. С целью повышения эффективности и конкурентоспособности отечественных НПЗ запланирована их модернизация.
Суть модернизации — увеличение глубины переработки нефти, на обоих заводах — Мозырском и Новополоцком — ее планируется довести до 92% (сейчас — около 65%). Увеличение глубины переработки позволит повысить выход нефтепродуктов с тонны перерабатываемой нефти, а соответственно — увеличить эффективность переработки.
По расчетам концерна "Белнефтехим", увеличение глубины переработки нефти позволит в 2014 году произвести 4,77 млн тонн бензинов, 9,5 млн тонн дизельного топлива. И первая, и вторая цифра примерно в 1,5 раза больше тех объемов нефтепродуктов, которые были произведены в 2009 году при нынешней глубине переработки нефти.
Однако увеличение глубины переработки нефти сопряжено со значительными вложениями в модернизацию обоих заводов. На "Нафтане", согласно инвестплану, до 2014 года должна быть построена установка замедленного коксования, на Мозырском НПЗ — комплекс гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков. Совокупный объем инвестиций, которые необходимы для повышения глубины переработки нефти двух белорусских НПЗ, превышает миллиард долларов.
Вместе с тем, сегодня очевидно, что средств для модернизации отечественных НПЗ пока явно не хватает.
Причин тут несколько. Первую назвал на этой неделе концерн "Белнефтехим", который обратил внимание на низкую эффективность хозяйственной деятельности отечественных НПЗ.
"Без достаточной прибыльности хозяйственной деятельности НПЗ привлечение кредитных ресурсов для финансирования инвестиционных проектов труднореализуемо", — подчеркнул "Белнефтехим" в сообщении, распространенном на этой неделе.
Но откуда этой прибыльности быть, если в первой половине этого года поставки нефтепродуктов на внутренний рынок приносили белорусским НПЗ убытки? В первом квартале 2011 года убытки двух нефтеперерабатывающих заводов превысили 360 млрд. рублей. По данным Naviny.by, во втором квартале 2011 года белорусские НПЗ продолжали нести убытки.
Это и неудивительно. В условиях девальвации рубля по отношению к доллару на 56,3%, белорусские бензины, которые производятся из импортируемой нефти, подорожали на внутреннем рынке за май-июнь только на 20-27%.
Вторая причина, которая затрудняет реализацию инвестиционных проектов на белорусских НПЗ, состоит в том, что в условиях валютного кризиса в Беларуси сложно привлечь финансирование в объемах, необходимых отечественной нефтепереработке.
Как сообщил Naviny.by эксперт, знакомый с условиями финансирования проектов в нефтеперерабатывающей отрасли, экспортные страховые агентства заморозили лимиты на Беларусь. Это обстоятельство важно потому, что наличие страхового покрытия со стороны таких агентств является одним из условий выделения белорусским предприятиям кредитов западных банков.
"Лимиты многих экспортных страховых агентств на Республику Беларусь были в последние месяцы заморожены, что затрудняет сегодня возможность привлечения заемных ресурсов на модернизацию отечественных НПЗ. Проекты там являются очень крупными, и их окупаемость напрямую будет зависеть от стоимости привлечения инвестиционных кредитов", — говорит собеседник Naviny.by.
В связи с валютным кризисом в Беларуси подходы к оценке страховыми агентствами белорусских рисков существенно изменились, соответственно, изменилась и их цена. В банковских кругах полагают, что дальнейшие действия экспортных страховых агентств будут зависеть от макроэкономической ситуации в Беларуси.
По мнению экспертов, проблемы с привлечением внешнего финансирования могут замедлить реализацию инвестиционных проектов на белорусских НПЗ. Вместе с тем, наблюдатели прогнозируют, что, в конечном счете, необходимые ресурсы для модернизации заводов найдутся.
"Проекты по модернизации НПЗ будут, скорее всего, реализованы. Некоторые из них уже запущены, по ним начаты работы. Просто скорость реализации сегодня может замедлиться, а стоимость модернизации — вырасти. Вполне вероятно, что иностранные банки-кредиторы в итоге найдут способы финансирования белорусских проектов. Ведь стоимость модернизации наших НПЗ исчисляется в сотнях миллионов долларов, и иностранные компании-поставщики оборудования, естественно, заинтересованы в столь крупных контрактах", — подчеркнул в беседе с корреспондентом Naviny.by эксперт нефтеперерабатывающей отрасли.
НПЗ входят в число ведущих налогоплательщиков Беларуси, и от их развития во многом зависят доходы бюджета. С целью повышения эффективности и конкурентоспособности отечественных НПЗ запланирована их модернизация.
Суть модернизации — увеличение глубины переработки нефти, на обоих заводах — Мозырском и Новополоцком — ее планируется довести до 92% (сейчас — около 65%). Увеличение глубины переработки позволит повысить выход нефтепродуктов с тонны перерабатываемой нефти, а соответственно — увеличить эффективность переработки.
По расчетам концерна "Белнефтехим", увеличение глубины переработки нефти позволит в 2014 году произвести 4,77 млн тонн бензинов, 9,5 млн тонн дизельного топлива. И первая, и вторая цифра примерно в 1,5 раза больше тех объемов нефтепродуктов, которые были произведены в 2009 году при нынешней глубине переработки нефти.
Однако увеличение глубины переработки нефти сопряжено со значительными вложениями в модернизацию обоих заводов. На "Нафтане", согласно инвестплану, до 2014 года должна быть построена установка замедленного коксования, на Мозырском НПЗ — комплекс гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков. Совокупный объем инвестиций, которые необходимы для повышения глубины переработки нефти двух белорусских НПЗ, превышает миллиард долларов.
Вместе с тем, сегодня очевидно, что средств для модернизации отечественных НПЗ пока явно не хватает.
Причин тут несколько. Первую назвал на этой неделе концерн "Белнефтехим", который обратил внимание на низкую эффективность хозяйственной деятельности отечественных НПЗ.
"Без достаточной прибыльности хозяйственной деятельности НПЗ привлечение кредитных ресурсов для финансирования инвестиционных проектов труднореализуемо", — подчеркнул "Белнефтехим" в сообщении, распространенном на этой неделе.
Но откуда этой прибыльности быть, если в первой половине этого года поставки нефтепродуктов на внутренний рынок приносили белорусским НПЗ убытки? В первом квартале 2011 года убытки двух нефтеперерабатывающих заводов превысили 360 млрд. рублей. По данным Naviny.by, во втором квартале 2011 года белорусские НПЗ продолжали нести убытки.
Это и неудивительно. В условиях девальвации рубля по отношению к доллару на 56,3%, белорусские бензины, которые производятся из импортируемой нефти, подорожали на внутреннем рынке за май-июнь только на 20-27%.
Вторая причина, которая затрудняет реализацию инвестиционных проектов на белорусских НПЗ, состоит в том, что в условиях валютного кризиса в Беларуси сложно привлечь финансирование в объемах, необходимых отечественной нефтепереработке.
Как сообщил Naviny.by эксперт, знакомый с условиями финансирования проектов в нефтеперерабатывающей отрасли, экспортные страховые агентства заморозили лимиты на Беларусь. Это обстоятельство важно потому, что наличие страхового покрытия со стороны таких агентств является одним из условий выделения белорусским предприятиям кредитов западных банков.
"Лимиты многих экспортных страховых агентств на Республику Беларусь были в последние месяцы заморожены, что затрудняет сегодня возможность привлечения заемных ресурсов на модернизацию отечественных НПЗ. Проекты там являются очень крупными, и их окупаемость напрямую будет зависеть от стоимости привлечения инвестиционных кредитов", — говорит собеседник Naviny.by.
В связи с валютным кризисом в Беларуси подходы к оценке страховыми агентствами белорусских рисков существенно изменились, соответственно, изменилась и их цена. В банковских кругах полагают, что дальнейшие действия экспортных страховых агентств будут зависеть от макроэкономической ситуации в Беларуси.
По мнению экспертов, проблемы с привлечением внешнего финансирования могут замедлить реализацию инвестиционных проектов на белорусских НПЗ. Вместе с тем, наблюдатели прогнозируют, что, в конечном счете, необходимые ресурсы для модернизации заводов найдутся.
"Проекты по модернизации НПЗ будут, скорее всего, реализованы. Некоторые из них уже запущены, по ним начаты работы. Просто скорость реализации сегодня может замедлиться, а стоимость модернизации — вырасти. Вполне вероятно, что иностранные банки-кредиторы в итоге найдут способы финансирования белорусских проектов. Ведь стоимость модернизации наших НПЗ исчисляется в сотнях миллионов долларов, и иностранные компании-поставщики оборудования, естественно, заинтересованы в столь крупных контрактах", — подчеркнул в беседе с корреспондентом Naviny.by эксперт нефтеперерабатывающей отрасли.
Справка Naviny.by Экспортные страховые агентства — организации, созданные с целью стимулирования национального экспорта. Иностранные банки готовы профинансировать поставки иностранного оборудования на территорию Беларуси, принимая в качестве обеспечения страховой полис экспортного агентства. По информации белорусских банков, в связи с валютным кризисом в Беларуси ряд экспортных страховых агентств (австрийское OeKB, итальянское SACE) не открывают новые лимиты для страхового покрытия операций с белорусскими контрагентами. |