Мерси из Баку

Источник материала:  


В преддверии состоявшегося 7-8 июля визита премьер-министра РБ Михаила Мясниковича в Азербайджан белорусский посол в этой стране Николай Пацкевич сделал азербайджанцам любопытное предложение. «Если у Азербайджана будет интерес покупать активы наших НПЗ, то - пожалуйста. Мы уже давно обратились к Азербайджану с уведомлением о том, что открыты инвестициям из Азербайджана» , - приводит слова посла ресурс «Энергоньюс».

Инвестпрограмма госнефтекомпании Азербайджана SOCAR рассчитана на $20 млрд., однако в числе стран, куда предполагается вложить эти средства, Беларусь не значится. Косвенно это признал и Николай Пацкевич: «Хотя у правительства Азербайджана есть определенная концепция, и страна в основном концентрирует свою инвестиционную политику на инфраструктурных объектах близлежащих стран в нефтегазовой сфере, мы с пониманием относимся к этому» .

Пока главным нефтяным проектом, реализованным Беларусью и Азербайджаном, является нефтяной своп. В обмен на поставки азербайджанской нефти в Беларусь через территорию Украины Азербайджан получает соответствующие объемы принадлежащей Беларуси нефти в Венесуэле. Эти партии страна продает в США. По итогам 2011г. поставки нефти из Азербайджана в Беларусь должны достичь 4 млн. т.

Начатые в нынешнем году поставки азербайджанской нефти на Мозырский НПЗ привели к увеличению импорта из этой страны в январе-апреле в 140 раз - до $359,4 млн.

Помимо белорусской нефтепереработки, стороны обсуждают совместные проекты в автомобильной и военной отраслях. Так, на Гянджинском автозаводе, где с 2007г. собирается белорусская техника (за все время выпущено около 2,5 тыс. тракторов «Беларус», 1,3 тыс. автомобилей МАЗ и до 400 единиц навесного оборудования для сельхозтехники), открыт цех по сборке мусоровозов на шасси МАЗ. Коммунальную технику планируется экспортировать в Турцию и Грузию. В будущем в Азербайджане предполагается собирать технику Минского завода колесных тягачей.

Каковы перспективы прихода в Беларусь азербайджанских инвесторов, корреспондент «БелГазеты» выясняла у директора азербайджанского исследовательского центра «Сигма» Расима РАМАЗАНОВА.

- Каковы шансы, что Азербайджан воспримет приглашение инвестировать в Беларусь всерьез, а не отнесется к нему как к обычному дипломатическому реверансу?

- Для Азербайджана инвестировать в Беларусь было бы очень интересно. Интенсивное размещение инвестиций - путь, который ведет к правильному использованию нефтяных доходов.

- У Азербайджана есть необходимые ресурсы, например, для покупки пакета в НПЗ?

- Экономика Азербайджана стремительно развивается. Правда, она сейчас базируется на нефтяных ресурсах. Но правильное размещение инвестиций заключается в том, что чем больше охват, широта инвестиционной экспансии, тем лучше.

- Почему Беларусь предложила купить активы НПЗ Азербайджану при том, что в России есть компании, которым это наверняка было бы более интересно? Можно считать это шантажом России?

- На энергофоруме в Праге представитель нефтяной отрасли Беларуси говорил мне, что мощности ваших НПЗ недозагружены из-за недостатка сырья. Загрузка мощностей - это один из мотивов. Для Азербайджана есть выгода в поставке своей нефти в Беларусь, а при покупке предприятий дивиденды будут еще большими.

- А в чем резон для Беларуси загружать мощности азербайджанской нефтью, а не более дешевой и беспошлинной российской?

- Цена на нефть - большая игра. Россия тоже устанавливает для одних одни, а для других другие цены. Не могу сказать, что азербайджанская нефть с учетом доставки будет дешевле российской. Нам выгодно продавать нефть по мировым ценам, но все будет зависеть от уровня экономических взаимоотношений на текущий момент. Например, могут быть какие-то бартерные или другие схемы.

- Какую цену за белорусские НПЗ Азербайджан мог бы считать справедливой?

- Мы не можем знать, как субсидируется ваша отрасль. У нас 1 л бензина стоит $0,75. По сути, перерабатывать нашу нефть в Беларуси и продавать нефтепродукты по той цене, по которой они сейчас реализуются на внутреннем белорусском рынке, не очень интересно.

- Как оцениваете перспективы белорусско-азербайджанско-венесуэльского свопа?

- Это известная практика, которую Азербайджан несколько раз использовал. Например, мы могли поставлять нефть через Каспий в Иран, а взамен на Ближнем Востоке получать компенсацию и перепродавать ее кому-то, т.е. продавать иранскую нефть от нашего имени. В украинском Лисичанске перерабатывалась наша нефть, и уже Украина поставляла нефтепродукты Венгрии. И наоборот, азербайджанская нефть поставлялась по украинско-дагестанским договоренностям в Дагестан. Азербайджанская нефть наиболее доступна на суше, несколько дороже на море. Это легкая нефть, в ней мало примесей, из нее получается много фракций.

- Кажется, РБ и сама сомневается в интересе Азербайджана к белорусским проектам. Белорусский посол в вашей стране сообщил, например, что Азербайджан концентрирует свою инвестиционную политику на инфраструктурных объектах нефтегазовой сферы в близлежащих странах…

- Я бы рассматривал в данном случае все постсоветское пространство, включая страны Балтии, как некое приграничье. Неважно, что Молдова или Украина не имеют общей границы с Азербайджаном. Есть примеры инвестиций в эти страны (между Украиной и Азербайджаном заключены соглашения о транзите азербайджанской нефти по украинской территории и о поставках в 2014-15гг. азербайджанского сжиженного газа со строительством терминала на Украине. - «БелГазета»). Также Азербайджан инвестировал в грузинские нефтяные терминалы в Батуми и Кулеви. Помимо энергетических проектов, с Украиной есть соглашения на уровне областей в аграрной и промышленной сфере, есть договоренности по взаимодействию в оборонной сфере. Почему то же не может быть в Беларуси?

Тем более что Беларусь - безрисковая территория. Во-первых, есть некая ментальная расположенность местного населения к порядку, трудолюбию и честности. Белорусы законопослушные, трудолюбивые. Еще в советские времена отмечали, что в Беларуси есть порядок, сейчас говорят о том же. Во-вторых, выгодно географическое положение Беларуси - это мост между территорией бывшего СССР и Европой. Инвестирование в Беларусь - это экспансивный метод размещения средств.

Вообще, за исключением Армении, вся территория бывшего СССР для Азербайджана является неплохим полем. Армения неинтересна по двум причинам - из-за политических конфликтов и из-за того, что ни в аграрной сфере, ни в промышленности у нее нет ни ресурсов, ни территориальной расположенности. Что может быть с большой выгодой размещено в Армении? Это страна-потребитель, а не производитель. Размещать там инвестиции считаю не очень эффективным.

- Азербайджан интересует, прежде всего, белорусская нефтепереработка?

- Тяжелое машиностроение и автопром - тоже неплохая сфера вложения средств, хотя при нынешнем уровне конкуренции в мире Азербайджану здесь может быть сложно. Но это тоже интересно. В сотрудничестве Азербайджана и Беларуси есть сфера, о которой мало кто говорит, - военно-техническая. Здесь, безусловно, имеется потенциал.

- Разве Азербайджану есть что предложить белорусскому автопрому?

- Не думаю, что у Азербайджана есть крупные амбиции в области автомобилестроения. Азербайджан импортирует в основном б/у автотехнику. Ее доля достигает 70% в общем объеме импорта автомобилей. На это тратится значительный объем валюты. С точки зрения занятости регионального населения и импортозамещения нам было бы выгодно собирать технику у нас. Об успешности такого проекта можно будет судить после сопоставления объема инвестиций с тем, сколько валюты тратится на закупку импортной техники.
←Конкурсы по продаже госакций 6 предприятий признаны несостоявшимися

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика