Возьмём газ измором

Источник материала:  


Первый вице-премьер Владимир Семашко все же дождался телефонного звонка председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера. 4 июля телефонный разговор между ними наконец-то состоялся, сообщило управление информации газового концерна.

Как говорится в сообщении, в ходе разговора речь, в частности, шла о перспективах подписания документов по покупке ОАО «Газпром» 50% акций ОАО «Белтрансгаз». Отмечено, что практически все пункты проекта договора согласованы. «К сожалению, белорусская сторона продолжает увязывать подписание документов по «Белтрансгазу» с согласованием условий нового контракта на поставку газа в Беларусь. По нашему мнению, это может привести только к затягиванию переговорного процесса и ничего не изменит по сути» , - приводятся в сообщении слова главы концерна. В телефонном разговоре также было подчеркнуто, что условия действующего до конца 2011г. контракта не могут быть изменены.

Спустя три дня, будучи в Шклове, президент Беларуси подтвердил, что перед правительством действительно поставлена задача добиться снижения цен на газ в ходе переговоров о продаже 50% акций «Белтрансгаза»: «Владимир Ильич Семашко сейчас ведет переговоры. Здесь рано еще о чем-то говорить, но мне кажется, что с будущего года, если максимум, можем иметь только такие цены (этого года). Но задача перед правительством поставлена, чтобы мы с россиянами договорились по более низкому уровню цен на природный газ» . Но, учитывая жесткую позицию «Газпрома», твердой уверенности в том, что Семашко выполнит поставленную задачу, нет. Зато есть надежда, которая умирает последней. «Я хотел бы надеяться, что в этом году мы имели самый высокий уровень цен (на энергоресурсы). Даже россияне, формируя бюджет на 2-3 года, исходят из того, что цены на нефть еще упадут, а значит, и на природный газ… Многие мировые игроки призвали увеличить добычу нефти, чтобы не росла цена» , - заявил президент.

Но, похоже, белорусский президент выдает желаемое за действительное. По оценке вице-премьера, министра финансов РФ Алексея Кудрина, федеральный бюджет может быть сбалансирован в т.г. при цене на нефть в $118 за баррель, в 2012г. - $124,6, в 2013г. - $125,2, а в 2014г. - $125,7 за баррель. «То есть зависимость остается, и мы остаемся примерно на том же уровне зависимости доходов от нефти и газа» , - сказал Кудрин. Таким образом, российский бюджет может стать бездефицитным, но только при условии роста цен на нефть. Любые указания на то, что цены на нефть снизятся, отсутствуют.

По оценкам ведущих международных нефтяных экспертов, к концу 2011г. - началу 2012г. цены на нефть достигнут пика, т.е. $140-150 за бочку. А цены на газ, как известно, находятся в зависимости от цен на нефть, но только растут с задержкой в 6-9 месяцев. И глава «Газпрома» Алексей Миллер прогнозирует, что к концу года цены на 1 тыс. куб. м газа для стран ЕС повысятся до $500. В такой ситуации цены на природный газ для Беларуси неизбежно вырастут. Но если произойдет чудо и цены на газ для республики не изменятся, то это случится только по доброй воле Кремля, а не благодаря мировой конъюнктуре на углеводороды.

Миллер уже пообещал сохранить цены на газ для Беларуси на текущем уровне до конца года. Однако Александру Лукашенко хочется большего - чтобы цены приблизились к внутрироссийскому уровню не с 2015г., а с 1 января 2012г. Решая эту непростую задачу, Минск вновь рискует. Во-первых, не продав акции «Белтрансгаза», страна не сможет довести величину золотовалютных резервов до необходимого уровня, определенного президентом в $9-10 млрд.; во-вторых, переговоры о стоимости российского газа опять могут затянуться до новогоднего боя курантов, и их результат будет предсказуемо разочаровывающим. Наконец, нельзя же вечно строить стратегию государственного экономического развития на столь зыбкой почве, как нефтяная конъюнктура.

Во всяком случае, именно так, как это уже случилось в нынешнем году. Сначала белорусское правительство, заключив соглашение о новых условиях поставки российской нефти, пребывало в эйфории. Хотя специалистов там хватает и они могли бы просто просчитать будущие условия поставок. Например, по расчетам «БелГазеты» выходило, что российская нефть дешевле $400 за тонну в текущем году стоить не будет (см. «БелГазету» N4 от 31.01.2011г.). И в июне президент подтвердил: «Мы получаем беспошлинно для внутреннего потребления нефть. Примерно полцены - $750 нефть для Украины, а у нас под $400» .

Однако весной страну поразил валютный кризис и, как оказалось, по причине резкого взлета цен на энергоносители. «Нехватка валюты в Беларуси вызвана ростом мировых цен на сырье и энергоносители» , - цитировала тогда БелТА заявление президента 15 апреля на совещании о текущих вопросах социально-экономического развития. Очевидно, что в последнем случае Александр Лукашенко имел в виду не все сырье, а цены на российский газ. Но тогда выходит, что идеальные результаты белорусская экономическая модель демонстрирует только в том случае, если цены на газ минимальны, а экспортные цены на нефтепродукты достигают своего пика.

Любопытствующей общественности ничего не остается, кроме как дожидаться столь необычного, но очень удачного стечения конъюнктурных обстоятельств, о которых говорит президент. Другого никто не предлагает. Ведь никаких иных конкурентных преимуществ у белорусской экономики нет и не будет.
←Конкурсы по продаже госакций 6 предприятий признаны несостоявшимися

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика