Беларусь предложит инвесторам страховку от политических рисков
Чтобы заманить в страну иностранный капитал, белорусские власти собираются предоставить инвесторам новую услугу — страхование политических (некоммерческих) рисков. Для этого Беларусь в ближайшее время намерена начать полноценную работу с Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций (МАГИ).
В правительстве рассчитывают, что, получив гарантии защиты своего капитала, инвесторы активнее понесут деньги в Беларусь. Эксперты, положительно оценивая новые шаги Беларуси, тем не менее предлагают властям не обольщаться.
По итогам первого квартала этого года в страну было привлечено 2,9 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций (ПИИ). В Минэкономики считают это позитивным трендом, обращая внимание, что за весь 2010 год объем привлеченных ПИИ составил 5,5 млрд. долларов.
А вот привлеченных ПИИ на чистой основе с учетом годового задания (6,5 млрд. долларов) — кот наплакал. За пять месяцев удалось привлечь только 743 млн. долларов или 11% от задания.
Такие темпы притока иностранного капитала в сложившейся экономической ситуации — это провал. Правительство было вынуждено включать соображалку и что-то предпринимать.
«Учитывая сложную экономическую ситуацию и достаточно острую нехватку иностранных инвестиций, привлечение инвесторов — одна из важнейших задач на сегодня. Поэтому крайне необходимо поддержать имидж Беларуси в сфере страхования инвестиций», — заявил 30 июня в парламенте министр экономика Николай Снопков.
МАГИ — одно из учреждений группы Всемирного банка, которое как раз и занимается страхованием политических рисков. К ним, в частности, относятся страхование инвестора от экспроприации, от гражданских беспорядков, военных действий, от невозможности страны исполнить свои обязательства. То есть весь пакет некоммерческих рисков, связанный с реализацией проектов.
Беларусь с 1992 года является членом агентства, но до сих пор сотрудничество с ним не получило глубокого развития.
«За все время членства в этой организации произошла только одна сделка в 2005 году, которая касалась взаимоотношений «Райфазенбанка» и созданного с его участием «Приобранка», — констатировал на брифинге в Минске начальник главного управления инвестиций Министерства экономики Кирилл Коротеев.
Необходимость полноценного сотрудничества Беларуси с агентством в части страхования рисков инвесторов у Минэкономики сомнений не вызывает. По словам Кирилла Коротеева, это дает определенные выгоды, например, отсутствие необходимости выдачи гарантий Беларусью по внешним займам.
«Такие гарантии увеличивают размер внешнего долга страны, поэтому возможность работать без таких гарантий позитивно скажется на работе с нашей задолженностью», — отмечает Коротеев.
Кроме того, работа с агентством положительно сказывается на инвестиционном имидже Беларуси, добавляет представитель Минэкономики. По его словам, полноценное участие Беларуси в агентстве — это сигнал инвестору о том, что страна использует принятые во всем мире механизмы защиты инвестиций.
Для активной работы с агентством Беларуси давно требовалось ратифицировать базовые соглашения — о местной валюте и о защите гарантированных иностранных инвестиций. Но власти долгое время тянули резину, выдвигая свои условия. Теперь, когда запахло жареным, правительство стало более сговорчивым.
В июне нынешнего года Александр Лукашенко подписал указ о проведении переговоров по этим соглашениям. На заседании 30 июня депутаты Палаты представителей ратифицировали поправки к Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.
«Работа по базовым документам подходит к концу, и после прохождения всех внутригосударственных процедур Беларусь может начать полноценно работать с агентством», — подчеркнул Кирилл Коротеев.
Эксперты между тем считают, что страхование рисков — не главное, на что клюют инвесторы.
«Страхование рисков — это хорошо. Но лучше переходить на рыночные условия функционирования экономики. Ведь это уже само по себе страховка от рисков. И если эффективность инвестиционного проекта покрывает эти риски, и он быстро окупается, то для многих инвесторов это гораздо важнее. В ряде стран инвестиции активно приходят и без такого страхования. Поэтому правительству лучше заняться совершенствованием законодательного поля, снятием определенных бюрократических ограничений и активной приватизацией», — отмечает аналитик инвестиционной компании «Ренессанс Капитал» Анастасия Головач.
Бывший глава Нацбанка Станислав Богданкевич полностью разделяет эту точку зрения.
«Главный стимул для инвестора вложить деньги — это проведение кардинальных рыночных преобразований. А для этого нужно менять законодательство и власть — с авторитарной на демократическую. Необходимо, чтобы у нас было верховенство закона, 100-процентная гарантия неприкосновенности собственности, невмешательство власти в отношения между субъектами, в работу Нацбанка, в эмиссионные вопросы. Надо переходить к рыночной демократической модели экономки. Только это может гарантировать и смену инвестклимата, и приток иностранных инвестиций», — полагает Станислав Богданкевич.
В Минэкономике тем не менее считают МАГИ важным звеном для притока в страну иностранного капитала.
«По нашей информации, с 2005 года в адрес агентства поступило заявок на страхование проектов на сумму более 1 млрд. долларов. Можно говорить, что это недополученный объем иностранных инвестиций в экономику страны», — заявляет Кирилл Коротеев.
Однако, по мнению Анастасии Головач, возможность страховать риски при участии Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций может быть интересна небольшим инвесторам, которым сложно напрямую договариваться с высшим руководством страны.
«Крупным инвесторам, например, банку с иностранным капиталом, проще напрямую договариваться с правительством, с Нацбанком, президентом по поводу преференций, льгот и защиты своих инвестиций, чем страховать свои риски через агентство».
Андрей КОЖЕМЯКИН