Ради инвестиций Беларусь готова и застраховать политические риски

Источник материала:  
08.07.2011 17:42 — Новости Экономики

Ради инвестиций Беларусь готова и застраховать политические риски


Ради инвестиций Беларусь готова и застраховать политические риски
Беларусь серьезно озаботилась привлечением в страну иностранных инвестиций, профильные ведомства увеличили активность сразу на нескольких фронтах. В частности, Минэкономики полно решимости устранить досадный пробел в работе с инвесторами, наконец наладив полноценное сотрудничество с Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций. Начинает набирать обороты и Национальное агентство инвестиций и приватизации.

Пока статистика привлечения в страну прямых иностранных инвестиций не очень оптимистична. В первом квартале 2011 года в Беларусь поступило 2,9 млрд долларов прямых иностранных инвестиций (за весь 2010 год - 5,5 млрд долларов). А вот поступление прямых иностранных инвестиций на чистой основе (за вычетом задолженности по товарам и услугам) пока заметно отстает от плана. За пять месяцев на чистой основе поступило 743 млн долларов (при задании на год – 6,3-6,5 млрд долларов).

Правда, как рассказал на брифинге в пятницу начальник главного управления инвестиций Министерства экономики Кирилл Коротеев, резерв приватизации пока еще не был задействован. То есть в этой сумме нет средств, внесенных иностранным инвестором в акционерный капитал белорусских предприятий, все средства получены на проекты гринфилд (начатые с нуля) или в качестве средств, выделенных материнскими компаниями на развитие белорусских "дочек".

МАГИчески упустили миллиард

Несмотря на то что привлечение инвестиций – давно среди приоритетных направлений, упущенных возможностей у Беларуси не мало. В частности, рассказал Коротеев, пока Беларусь не могла работать в полной мере с Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций (МАГИ), которое входит в группу Всемирного банка и занимается страхованием политических, некоммерческих рисков при реализации инвестпроектов.

"К таким рискам относится страхование ограничений конвертации в другую валюту доходов инвестора, от возможной экспроприации, от каких-то гражданских беспорядков, военных действий, от невозможности страны выполнить свои обязательства перед инвестором. То есть это пакет некоммерческих рисков, связанных с реализацией проекта", - пояснил Коротеев.

Беларусь является членом МАГИ с 1992 года, но механизм этот ранее практически не работал. "За все время членства в этой организации произошла только одна сделка, в 2005 году, которая касалась взаимоотношений Райффайзенбанка и Приорбанка", - уточнил представитель Минэкономики.

Однако после этого совет директоров МАГИ принял поправки, и Беларуси необходимо было подписать базовые соглашения о местной валюте и о защите гарантированных иностранных инвестиций. Только в июне нынешнего года президент Беларуси подписал указ о проведении переговоров по этим соглашениям, а 30 июня парламент принял закон о ратификации поправок к Конвенции об учреждении МАГИ, и теперь документ направлен на подпись президенту.

Полноценно работать с МАГИ Беларусь сможет после завершения прохождения всех вышеуказанных процедур. Оценить масштаб упущенной выгоды можно с помощью информации от самого МАГИ: с 2005 года в адрес агентства поступали заявки на страхование проектов на сумму более 1 млрд долларов. "То есть с той или иной степенью уверенности можно говорить, что это объем недополученных страной прямых иностранных инвестиций в экономику страны, потому что из-за отсутствия соглашений агентство не могло выступить гарантом по ним, и такие проекты либо не состоялись, либо вынуждены были искать другое обеспечение обязательств", - подчеркнул Коротеев.

Другая практическая выгода от полноценного сотрудничества с МАГИ – отсутствие необходимости предоставления гарантий Республики Беларусь по внешним заимствованиям. "Не секрет, что такие гарантии увеличивают внешний долг страны, поэтому возможность работать без таких гарантий позитивно скажется на работе с задолженностью", - пояснил представитель Минэкономики. Кроме того, есть и имиджевая сторона вопроса – это сигнал инвестору о том, что мы используем принятые во всем мире механизмы защиты инвестиций.

"Все включено" для инвестора

Привлечением и сопровождением иностранных инвесторов в белорусскую экономику будет заниматься Национальное агентство инвестиций и приватизации. Как рассказал в пятницу директор агентства Дмитрий Клевжиц, работа уже начата, пока, правда, не в полном объеме, что связано с поисками персонала. Кстати, у претендентов, имеющих опыт работы в сфере привлечения инвестиций и свободно владеющих как минимум одним иностранным языком, еще есть шанс на трудоустройство в агентство.

В структуре агентства будет два блока – по приватизации и привлечению инвестиций.

Клевжиц напомнил, что Всемирный банк будет участвовать в процессе приватизации ряда белорусских активов. Именно при содействии ВБ, а в частности правительства Австрии, Беларусь получит финансирование на осуществление приватизации объектов, которые будет сопровождать ВБ. Речь идет о десяти ОАО, в числе которых Бархим, Барановичский комбинат железобетонных конструкций, Минский маргариновый завод, Брестский электроламповый завод, Медпласт и другие.

Директор агентства отметил, что в Беларуси рассчитывают на экспертов Банка, которые имеют опыт эффективной приватизации в образцовых в этом плане европейских странах - Чехии, Словакии и др.

По оценке Клевжица, у Беларуси есть все для того, чтобы быть привлекательной для инвесторов. "Только информационное обеспечение хромает. И если восточный вектор у нас уже проявляет какую-то активность, то западный пока еще молчит. Так что в работе с западным вектором надо будет активизироваться", - рассказал он.

Директор отметил, что агентство будет сопровождать инвестора от первого общения до момента, "когда инвестор уже реализует проект в Беларуси и требуется определение детей инвестора в детский сад".

Клевжиц заверил, что агентство полно решимости стать для инвестора "одним окном".

При этом директор агентства посетовал на то, что сегодня в Беларуси отсутствует должный рынок предложения инвестиционных проектов. "Это наше очень слабое место", - признал Клевжиц.

Он рассказал, что самое пристальное внимание агентство будет уделять трем кластерам: информационно-коммуникационным технологии, создание новых материалов, а также биохимия, биофизика, медицина и биотехнологии. "Именно в этих трех направлениях будет наблюдаться самый высокий потенциал к росту. Продукция этих направлений будет иметь наибольшую добавленную стоимость", - заявил директор агентства.

Декретная оптимизация

Активизация на инвестиционном фронте потребовала и законодательных корректив. Кирилл Коротеев напомнил о декрете №4 от 6 июня, которым внесены дополнения и изменения в декрет №10 от 6 августа 2009 года "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь".

Коротеев отметил, что на сегодняшний день с Беларусью заключено 682 инвестиционных договора (их было больше, но 8 договоров расторгнуто). По словам представителя Минэкономики, исходя из действующих договоров, оценочная сумма инвестиций, которые поступят в страну составляет 13,9 млрд долларов. "Это довольно значительная сумма, поэтому можно говорить об успешно выбранной политике введения такого инструмента как инвестиционный договор", - добавил Коротеев.

Среди нововведений декрета №4:

- Упрощение порядка заключения договора. От малопонятной инвестору трехуровневой системы осталось двухуровневая (первый уровень: договор может заключать орган госуправления или исполкомом, второй: договор заключается по согласованию с президентом, если для реализации инвестпроекта требуются дополнительные льготы и преференции, не предусмотренные действующим законодательством).

- Ограничения на сделки с землей до момента регистрации прав на объекты, создание которых предусмотрено инвестдоговором. "Не секрет, что были случаи, когда злоупотребления при заключении договоров и в связи с этим органы госуправления были вынуждены некоторые из них расторгнуть, по некоторым идет разбирательство. То есть инвестор, пользуясь нормами декрета, получал льготы, земельный участок без аукциона, и после этого имел право совершать с ним определенные сделки. Декрет №4 эти возможности пресекает", - пояснил Коротеев.

- Расширение базового пакета льгот и преференций, позволяющий минимизировать затраты при реализации проекта (введены вычет в полном объеме суммы НДС, уплаченного при приобретении или ввозе товаров; освобождение от проведения подрядных торгов при выборе генеральной проектной организации, генерального и субподрядчиков; освобождение на период строительства плюс один год от уплаты земельного налога и арендной платы за находящиеся в госсобственности участки; освобождение от отчислений в инновационные фонды).

"Это те льготы, которые и ранее инвесторы старались получить и обращались за этим в соответствующие органы. Вот по мотивам этих обращений и приняты изменения", - пояснил представитель Минэкономики. Декрет вступает в силу 9 августа.

←Калинин: Все желающие будут обеспечены земельными участками для строительства жилья

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика