НесЧАСТНЫЙ бизнес

Источник материала:  


Беларусь подошла к рубежу массовой приватизации. Не важно, будет ли ей дан официальный старт или нет, - в ближайшие три года большая доля белорусских госактивов поменяет собственников. Иначе государству ни миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций не получить, ни платежный баланс не поправить. Но всё это хлопоты и заботы больших начальников - малый частный бизнес, как и отчаянно ищущие инструменты сбережения вкладчики, может оказаться «в пролете»: приватизация национального богатства страны грозит пройти мимо них.

ХОЧЕТСЯ, НО СЛАБО ВЕРИТСЯ

По итогам опроса* малого и среднего бизнеса (МСБ), 49,6% респондентов не заинтересованы в участии в приватизации. При гарантии прав собственности в ней готовы принять участие 24,8%, еще 24,8% согласились бы участвовать, если бы процесс приватизации был честным и прозрачным. Очевидно, сделки, совершенные до этого, по их оценке, такими не являются. Интерес частного бизнеса к госактивам мог бы повыситься при условии обеспечения доступа к кредитам, введения частной собственности на землю или предоставления госпреференций.

На вопрос, «как скоро вы готовы участвовать в приватизационных сделках в случае выполнения поставленных вами условий» , 49,6% ответили, что не готовы в принципе. Это та часть малого бизнеса, который либо вообще не верит в способность властей начать этот процесс, либо считает, что при продаже заводов и пароходов все будет схвачено нужными людьми.

Только 9,6% МСБ готовы участвовать в приватизации в течение ближайшего года, еще 18,9% заявили, что решатся в течение трех лет, а на готовность в долгосрочной перспективе указали 20,1% респондентов. Получается, что белорусский малый бизнес подошел к важнейшей имущественной трансформации в истории Беларуси неподготовленным, отечественные предприниматели и МСБ ведут себя не как гордые налогоплательщики, которые за счет своего труда содержат аппарат госуправления, а как просители временных разрешений/лицензий на возможность заняться бизнесом и заработать немного денег.

Большинство из них, будь они на месте чиновников, поступали бы по отношению к бизнесу примерно так же: таблички на дверях кабинетов, возможно, были бы другого цвета, но это была бы та же система кумовства и лоббизма, которая мало в чем изменилась за последние 20 лет.

Всего треть частников (31,2%) разделяют по-настоящему рыночный подход и считают, что «объекты приватизации должны продаваться любым покупателям без ограничений, как отечественным, так и иностранным на открытом прозрачном конкурсе» . Большинство МСБ сделали бы ставку на другой вид приватизации. Например, 31% опрошенных выступает за то, чтобы продажа госактивов была для белорусских инвесторов без ограничений на открытом аукционе, а для иностранцев - с ограничениями; 24,1% МСБ считают, что преимущества при приватизации должны получать арендаторы. Небольшая группа (8,4%) настаивает на введении ограничений для российского капитала. А 4,2% чудаков в частном бизнесе вообще против приватизации.

РАСЧИСТКА ПОЛЯНЫ

Консолидированной позиции по важнейшему институциональному процессу в истории Беларуси у малого бизнеса нет. Значит, мнение предпринимателей с высокой степенью вероятности будет проигнорировано властями. Есть все кадровые, правовые и организационные предпосылки, чтобы приватизация была закрытой, непрозрачной, с произвольно вводимыми ограничениями под заказ той или иной номенклатурной или силовой группы лоббистов. Государство так долго тянуло с приватизацией, так плотно обставило ее частоколом условий, так жестко наказывало предпринимателей за любые нарушения, что желание стать хозяевами госактивов у них сильно притупилось. А когда острота осознания новых возможностей вернется, приватизация может уже закончиться: всё самое «вкусное» вполне может быть разделено/распродано близким к чиновникам коммерческим структурам.

Чтобы сделать это, номенклатура сокращает потенциальное число участников приватизационных сделок (чем меньше их будет, тем больше вероятность купить активы по минимальным ценам) и дестабилизирует макроэкономическую ситуацию. Ведь в условиях стабильности и роста активы стоят дороже, чем в ситуации 50-процентной инфляции, множественности обменных курсов, жестких ограничений на валютном рынке и почти 100-процентной девальвации. Кроме того, белорусская номенклатура блокирует изменения в закон о приватизации и порядок ее проведения, чтобы оставить выгодную для себя приватизацию в ручном режиме.

ПОДАТЬ ГОЛОС

Частный бизнес понимает свою незащищенность и правовое бессилие. Тысячи предпринимателей на собственной шкуре оценили особенности национального частно-государственного партнерства в тюрьмах или при уплате огромных штрафов. Приватизация - уникальная возможность радикально поменять свой статус и получить реальную антикризисную поддержку от государства, но частному бизнесу нужно объединяться в союзы и ассоциации и учиться подавать голос. Потому что создание благоприятного делового климата ограничилось директивой N4.

Пока только 15,5% МСБ являются членами предпринимательских союзов, и то между ними часто возникают разногласия по поводу механизмов реформирования делового климата. Республиканская конфедерация предпринимательства и Минский столичный союз предпринимателей и работодателей вместе с независимыми аналитиками с 2007г. представляют правительству Национальную платформу бизнеса. Именно ее положения вошли в основу директивы N4. Есть в платформе и раздел о приватизации. Представители МСБ убедили государство продать арендаторам арендуемые ими активы, но чиновники настояли на том, чтобы из предложения исчезла важнейшая часть по поводу цены объекта. Бизнес-сообщество предложило продавать объекты по остаточной стоимости, которая фиксируется в документах на 1.01.2010г., чиновники же говорят о продаже арендуемых активов по рыночным ценам. На первый взгляд, предложение прогрессивное, но, зная, как чиновники влияют на «рыночную цену», легко себе представить, во что выльется реализация.
←«Дзайбацу» по-белорусски: Лукашенко создаст своих олигархов, чтобы защититься от российского капитала

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика