К новым «Горизонтам»
03.07.2011 22:00
—
Новости Экономики
В Советском Союзе «Горизонт» был, безусловно, процветающим предприятием. Телевизоры, как, впрочем, и другие потребительские товары, расходились на «ура». Они были в дефиците, хотя телевизионные предприятия работали и в Украине, и в Литве, и в России.
На этом обострённом спросе «Горизонт» держался на плаву после распада СССР. Начало девяностых в независимой Беларуси – дикая инфляция и пустые полки. Обесценивающиеся деньги граждане спешили материализовать хоть в какой-то товар. Телевизор был очень удачным приобретением. Хотя «Горизонту» всё-равно было несладко. Ведь экономика предприятия была построена по образу и подобию экономики советских времён, в независимой стране нужно было менять подходы.
Георгий Гриц, профессор Института непрерывного образования: «Нам поставляли комплектующие со всего Советского союза, кинеспекопы из Воронежа, Шауляя и Львова… И страна, и предприятия должны были не просто выживать, они должны были сформироваться, как птица-феникс, в совершенно другой образ».
А очень скоро в республику хлынул поток импорта. И на предприятии сразу почувствовали «советские» недоработки: слабый дизайн, отсутствие маркетинга и рекламы. Да, и игра, даже на своём поле, была нечестной.
В общем, в середине девяностых «Горизонт», как и многие другие крупные предприятия, был поставлен на грань выживания. По сравнению с 1991 годом объёмы производства упали в 7 раз.
Анатолий Горбутович, председатель профкома телевизионного производства: «К нам приехала голландская делегация. Они спрашивают, какая у нас сейчас зарплата. Мы говорим, что зарплата у нас 30 долларов. Один из них говорит: «Да, часовая ставка у вас маловата». Мы говорим, что это месячная. Сейчас это звучит как анекдот, но это было в самом деле».
Многие ценные кадры уходили. Шёл отток мозгов. И что было делать, когда на предприятии стали выпускать «тазики»?
Юрий Предко, генеральный директор ОАО «Горизонт»: «Нечем было торговать. Называлась продукция «тазики» – телевизоры без кинескопа. Делали мы деревянные корпуса на заводе, делали платы…».
В 1996 году предприятие было на грани банкротства. Стоял вопрос о его закрытии. Судьбоносным моментом стал визит на «Горизонт» Президента Лукашенко.
Ещё в девяностых «Горизонтом» интересовались многие мировые производители, но перспективные планы сотрудничества сорвались. На конвейере «Горизонта» совместно с компанией «Филипс» использовались голландские кинескопы: собирались телевизоры с прицелом на российский рынок, но очень скоро против этой продукции были введены пошлины - телевизор филипс для дома.
Георгий Гриц, профессор Института непрерывного образования: «Во многом эта кооперация не удалась по вине нашего партнёра. Нас практически выбросили с рынка России, а внутри республики были такие мощности не востребованы».
К слову, в истории независимой Беларуси хватает примеров, когда наш главный экономический партнёр ведёт себя отнюдь не по-партнёрски. То «перекрывает кислород» на рынке отдельным белорусским отраслям и предприятиям в угоду исключительно своим производителям, хотя мы вроде бы живём по правилам российско-белорусского таможенного союза с 1995 года. Яркий пример тому – молочная война. То используют экономические рычаги для политического давления. Как расценивать недавнее прекращение поставок российского электричества? Официальные лица, вице-премьер Игорь Сечин утверждает, что в планируемом прекращении поставок российской электроэнергии в Беларусь нет политической мотивации. Но в это время идут сложные переговоры по ценам на газ и продаже «Белтрансгаза». «Российские власти продолжают «выколачивать» из Минска каждый доллар задолженности», – пишет ресурс km.ru. При этом, Москва списала долги Афганистану и Ираку по 12 миллиардов долларов каждый, простила «братскому» Алжиру 4,7 миллиарда долларов США и согласилась «закрыть глаза» на советские долги Монголии. На фоне этих сумм временный долг, по которому Беларусь быстро рассчиталась, – 50 миллионов долларов – кажется копеечным.
«Что считает Москва, перекрывая электрический рубильник? Она считает, сколько выстоит «Батька» или за сколько сдаст «Белтрансгаз», – пишет ресурс gazeta.ru. Так что история независимой Беларуси учит, что в первую очередь надо рассчитывать на свои силы. И ведь именно своими силами когда-то удалось возродить «Горизонт».
Только государственная поддержка помогла предприятию выбраться из кризиса и обновить ассортимент. Белорусские производители не без гордости говорят, что Беларусь – единственная страна СНГ, которой удалось не только сохранить, но и развить радиоэлектронную отрасль. Все «советские» конкуренты белорусских телевизионщиков ушли в историю.
Качественный скачок «Горизонт» совершил в 2002 году. Здесь стали выпускать телевизоры с абсолютно плоским экраном. В это же время были разработаны две новые программы «Союзный телевизор» и «Цифровой телевизор». Собственно, производством телевизоров дело не ограничилось.
Сергей Гунько, заместитель генерального директора по техническому развитию холдинга «Горизонт»: «Уже 10 лет назад мы приняли курс на диверсификацию производства и бизнеса. И сегодня «Горизонт» – это компания, которая производит весь спектр бытовой техники, а также техники как бытового, так и промышленного назначения».
Мало кто знает, что помимо бытовой техники, «Горизонт» выпускает светодиодные светильники. Подсветка Минска – это тоже его заслуга. А ещё банковские терминалы, кондиционеры и системы видеоконтроля на спецтехнике. Так что сегодня «Горизонт» – это холдинг из 15 дочерних предприятий и конгломерат мировых брендов.
В 2007 году было создано совместное предприятие с китайцами «Мидеа-Горизонт» по выпуску микроволновых печей. Работой с холдингом серьёзно заинтересовалась компания «Тошиба». Идёт речь о создании совместного предприятия. Насчёт Юго-Восточной Азии у «Горизонта» грандиозные планы. Через два года холдинг планирует провести IPO, проще говоря, разметить на тамошних биржах свои акции. Это способ привлечь очень нужные деньги для модернизации и развития. Ведь время дешёвых кредитов от государства в прошлом. Кстати, предприятие рассчитывается по долгам, из-за которых «Горизонт», несмотря на очевидный прорыв, долгое время считался убыточным.
Юрий Предко, генеральный директор ОАО «Горизонт»: «4 предприятия, которые занимаются бытовой техникой, по итогам полугода вышли с чистой прибылью».
Кроме того, «Горизонт» осваивает нетипичный для себя бизнес – девелопмент. Новая компания будет заниматься освоением лакомого земельного участка в центре Минска, на котором размещаются старые площади предприятия. В перспективе здесь возникнет торгово-развлекательный центр, а производственные площадки переедут за город. В идеале, всё производство будет сосредоточено в индустриальном парке.
Юрий Предко, генеральный директор ОАО «Горизонт»: «На территории будут расположены промышленные фабрики. Мы предполагаем, что их будет около десятка. Они будут работать в единой цепочке. У нас в планах – создание индустриального парка».
Как идёт процесс строительства нового завода, директор видит даже «за горизонтом». Новые горизонты вновь привлекают и молодёжь. Тест-драйв для новичков – обязательное знание иностранного языка.
К нынешним экономическим проблемам на предприятии, как и в целом в стране, относятся спокойно. Ведь сколько кризисов и испытаний осталось позади за два десятилетия. Только в отличие от начала самостоятельной жизни, у холдинга есть чёткая стратегия развития и огромный опыт того, как нужно двигаться к новым горизонтам.