Деньги на госпрограммы больше не будут раздавать, кому попало?

Источник материала:  
23.06.2011 13:41 — Новости Экономики


Деньги на госпрограммы больше не будут раздавать, кому попало?Крупнейшие госбанки — «Беларусбанк» и «Белагропромбанк» — в ближайшие месяцы избавятся от проблемных кредитов, выданных под реализацию государственных программ. Разгребать этот балласт будет новая финансовая структура — Банк развития. Александр Лукашенко наконец-то подписал указ о его создании и теперь ждет предложений от правительства по разработке нового механизма финансирования госпрограмм.

Появление Банка развития, который должен был взять на себя функцию кредитования реального сектора в рамках выполнения госпрограмм, ожидалось еще в 2009 году. Это было одним из условий МВФ по предоставлению Беларуси кредита в рамках программы «стэнд-бай». Но власти это условие не выполнили ни в 2009-м, ни в 2010 годах. В прошлом году правительство лишь согласилось с предложением МВФ сократить кредитование государственных программ на 1 трлн. рублей.

Есть подозрения, что власти намеренно затягивали с созданием банка развития, преследуя собственные цели.

Во-первых, за счет предоставления дешевых ресурсов можно было наращивать объемы производства и тем самым поддерживать миф об уникальности белорусской экономической модели. Во-вторых, это позволяло ублажать электорат, предоставляя ему дешевые кредиты на жилье и демонстрируя таким образом свою заботу о жилищных проблемах белорусов.

Но в итоге эта забота сыграла со спонсорами в лице государства и банков злую шутку. Набрав кредитов, многие заемщики впоследствии не могли их погашать. Это привело к росту проблемной задолженности белорусских банков.

Государство было вынуждено за счет пролонгаций, отсрочек, эмиссии и даже списания долгов как-то спасать ситуацию. Но это еще больше разогревало аппетиты реального сектора, плотно подсевшего на халявные кредиты.

На начало текущего года доля госпрограмм в общем объеме кредитования составила 43,2%. Остаток задолженности по финансированию госпрограмм составил 41,5 трлн. рублей при общей сумме требований банков к экономике в 92,9 трлн. рублей.

Терпение властей, наконец, лопнуло.

«Государственная поддержка настолько масштабна, что ею пронизаны почти все сферы экономики. В результате до половины всех кредитов, выдаваемых реальному сектору экономики, льготируется за счет бюджета», — возмущался в феврале текущего года министр финансов Андрей Харковец.

Позже последовало принятие решения о сокращении финансирования госпрограмм. Теперь дело дошло и до создания Банка развития.

В соответствии с указом президента, уставный фонд Банка развития составит 20 млрд. рублей, из которых 19 млрд. рублей внесет правительство за счет остатков средств бюджета, 1 млрд. рублей — Национальный банк.

Согласно документу, правительство и Нацбанк должны в течение трех месяцев определить перечень активов госбанков, которые будут переданы Банку развития. В течение этого срока также должен быть утвержден порядок реструктуризации переданных активов, а президенту — внесен на согласование новый механизм финансирования госпрограмм.

Финансовый аналитик Сергей Чалый полагает, что решение о создании Банка развития — это выполнение властями условий получения кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Положительно оценивая решение о создании новой финансовой структуры, эксперт вместе с тем не исключает, что механизм финансирования госпрограмм останется прежним.

«МВФ в свое время настаивал на создании финансового агентства развития, как структуры для реформирования господдержки целевых госпрограмм. Но белорусские власти пошли на создание именно Банка развития, который, как мне кажется, будет не инструментом реформирования, а только финансирования госпрограмм. И я не исключаю, что схема финансирования останется такой же квазибюджетной», — отметил эксперт.

Сергей Чалый напомнил, что белорусские власти не собираются менять модель экономического развития.

«То есть фактически можно говорить о том, что директивные госпрограммы останутся одним из основных источников финансирования экономического роста. Пока у нас рост ВВП остался последним фетишем, и власти намерены таким образом демонстрировать, что наша экономика благополучно развивается, можно ожидать, что финансирование госпрограмм будет использоваться для искусственного стимулирования роста».

Впрочем, на бумаге власти намерены ограничить аппетиты реального сектора.

К примеру, указом президента Банку развития даже предоставлено право взыскивать со счетов должников задолженность по кредитам, в том числе выданным до 1 января 2011 года. Кроме того, ожидается, что все госпрограммы будут проходить экспертную оценку на предмет эффективности и окупаемости. И только отобранные госпрограммы получат финансирование.

Но в любом случае объемы финансирования госпрограмм во многом будут зависеть от ресурсной базы. По указу, ресурсы Банка развития будут сформированы за счет привлеченных в депозиты средств бюджета, выпуска ценных бумаг, привлечения кредитов и займов, в том числе внешних.

Пока сложно спрогнозировать, на какой уровень финансирования выйдет Банк развития. К примеру, такой источник средств, как внешние кредиты и займы, по словам Сергея Чалого, даже и рассматривать не стоит в сложившейся ситуации.

«Откуда могут прийти эти внешние займы или кредитные ресурсы? Да и какой смысл брать дорогие внешние кредиты, если займы под финансирование госпрограмм, как считают власти, должны предоставляться по ставке ниже рыночной. Вообще, вероятнее всего, ресурсы банка будут ограничены, судя по тому, как Нацбанк активно призывает комбанки участвовать в финансировании госпрограмм», — отмечает Сергей Чалый.

По словам аналитика, в таком финансировании госпрограмм коммерческими банками нет ничего плохого.

«Но это должно быть решение коммерческих банков, а не правительства или Нацбанка, который имеет массу механизмов убедить банки в этом поучаствовать».



Андрей КОЖЕМЯКИН
←Казахстан и Белоруссия должны РФ 22 млрд рублей пошлин

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика