Николай Радов: Белоруссия: противостояние народа и номенклатуры
За последние несколько недель в Белоруссии наметилась весьма неприятная для ее руководства тенденция - рост недовольства политикой властей среди простого населения страны и, в первую очередь, среди молодежи. И если ранее белорусская молодежь, за исключением небольшой националистически настроенной части оппозиции, относилась к происходящему в стране достаточно индифферентно, то сегодня в ее стане наметилось резкое увеличение интереса к политической и экономической ситуации в стране.
15 июня во многих городах Белоруссии прошли акции молчаливой солидарности под общим лозунгом "Революция через социальные сети", участниками которой стали тысячи людей в разных городах страны (только в Минске в ней приняли участие более тысячи человек). На нынешнем этапе их основным смыслом является бесконфликтное выражение своего несогласия с проводимым белорусскими властями политическим и социально-экономическим курсом. Однако даже такое, молчаливое и, казалось бы, не представляющее особой опасности мероприятие, вызывает у власти чувство страха, граничащее с паникой. Так, по итогам деятельности правоохранительных органов во время акции по всей Белоруссии было задержано не менее 240 человек, участвовавших в ней или находящихся в зоне ее проведения. Подобной поведение властей заставляет по-иному посмотреть на происходящее вокруг высших кругов власти республики.
Еще 14 июня президент Белоруссии заявил: "Оппозиционеры в социальных сетях в Интернете призывают к забастовкам. Я буду смотреть, наблюдать, а потом как шарахну, что не успеют за границу перебежать". Определить с точностью, что подобное высказывание означает, достаточно сложно, так как в устах Лукашенко это может означать все что угодно. Например, ряд аналитиков утверждают, что президент готовит резкое ужесточение внутренней политики, вплоть до введения в стране чрезвычайного положения. Основываются подобные выводы на том, что в стране правительством республики принято постановления №734 "Об учете лиц, участвовавших в обеспечении режима чрезвычайного положения". Согласно этому документу, проводится четкая регламентация процедур, связанных с введением чрезвычайного положения, а также лиц, которые обязаны обеспечивать его действие. Конечно, можно было бы списать подобное постановление на необходимость детализации закона "О чрезвычайном положении", принятого 24 июня 2002 года, однако сам документ практически ничего нового в закон не вносит, лишь дополняя его. В итоге, в случае ввода ЧП на территории Белоруссии, у властей появится возможность более точно и оперативно найти опору среди должностных лиц, благонадежность которых официально будет подтверждена заранее. Справедливости ради, необходимо отметить, что введение чрезвычайного положения в республике на сегодняшний день маловероятно.
Во-первых, введение чрезвычайного положения не даст белорусскому режиму практически ничего нового в управлении страной, так как на сегодняшний момент государственная власть и так контролирует абсолютно все сферы жизнедеятельности общества. Без административного ресурса в республике невозможно сделать практически ничего: от поступления в ВУЗ (в стране существует профессионально-психологическое собеседование с абитуриентами, которые намерены обучаться журналистике, государственному управлению, юриспруденции и международным отношениям) до избирательного процесса (о честности белорусских выборов говорить не приходится).
Во-вторых, резкое ограничение и без того практически не соблюдающихся политических и гражданских прав (а введение ЧП предусматривает, в первую очередь, именно это) может сыграть с режимом злую шутку: протестные настроения среди белорусов могут усилиться, что приведет к эскалации напряженности и возможной реальной социальной революции. В этом случае даже постоянный электорат президента, признающий главными достижениями последнего десятилетия стабильность и спокойствие, будет вынужден признать неэффективность политического курса страны, окончательно лишив Лукашенко социальной опоры.
В-третьих, в условиях ЧП в стране будет невозможна приватизация, которая должна принести в бюджет страны и карманы номенклатуры немалые деньги. Подтверждением может служить информация о прибытии ряда бывших белорусских государственных чиновников в республику после их определенного рода "изгнания". В Белоруссии за последние несколько недель были замечены несколько бывших "боевых соратников" президента, которые в свое время едва унесли ноги из страны. Так, помимо мелких чиновников, в Минск прибыл и, по всей видимости, решил закрепиться, бывший до 1999 года управляющим делами президента Иван Титенков, который в свое время был практически правой рукой Лукашенко, осуществляя контроль за туризмом и энергетикой, винно-водочным бизнесом, народными промыслами, строительством и распределением недвижимости, экспортом леса и беспошлинным импортом. В дополнении к нему в Белоруссию незримо вернулся бывший мэр Минска Владимир Ермошин, который в настоящее время является директором "Внешэкономстроя" (одна из дочерних фирм "Белвнешэкономбанка", которая занимается инвестициями в строительство) и всерьез рассчитывает принять активное участие в застройке столичного региона (сегодня "Внешэкономстрой" уже ведет строительство высотного комплекса в одном из самых престижных районов Минска).
Интерес бывших госчиновников к происходящему в Белоруссии можно объяснять по-разному. С одной стороны, это указывает на интерес российского капитала в скорой приватизации госпредприятий республики и, в первую очередь, нефтепереработки и добычи калийной соли. С другой стороны, в Белоруссии искусственно создается определенный нажим на Лукашенко путем вовлечения старой номенклатуры в экономику страны. Конечно, говорить сегодня, что кто-то из "возвращенцев" представляет реальную угрозу власти президента, нельзя. Однако, перспектива возможного переключения механизмов влияния на социально-экономическую, а затем и политическую сферы жизнедеятельности республики, которые пока являются личной вотчиной клана белорусского лидера, должна подтолкнуть Лукашенко к более активным действиям в процессе приватизации. Правда нельзя исключать и того, что постепенное возвращение старых кадров на родину инициировано самим президентом, которому необходимо создать вокруг себя плотное кольцо единомышленников. В этом случае, избежать "номенклатурной" приватизации в Белоруссии не удастся, так как госпредприятия будут раздаваться "на откуп" всем, кто согласится поддержать существующий режим.
Однако, несмотря на все вышеуказанное, на наш взгляд, главной причиной невозможности введения в стране ЧП является, как ни странно, не внутренняя политика белорусского руководства, а внешнеполитическая ситуация, сложившаяся вокруг Белоруссии. В первую очередь необходимо помнить о позиции России, для которой появление на своих западных границах страны, похожей на Северную Корею, недопустимо. Об этом, в частности, заявлял еще 9 июня посол России в Белоруссии Александр Суриков: "Мы братские народы и нам совершенно неинтересна и не нужна социальная нестабильность в Беларуси. Мы едины". Думать, что официальный Минск полностью проигнорирует интересы Кремля, на наш взгляд, неправильно.
В дополнении к этому, необходимо помнить, что РБ входит в Таможенный союз, который на сегодняшний день является, пожалуй, одним из спасательных кругов для белорусской экономики, и введение чрезвычайного положения может окончательно похоронить для белорусских властей идеи беспошлинной нефти, дешевого газа и экспансии белорусской продукции на рынках России и Казахстана. К тому же, введение чрезвычайного положения должно будет ограничить передвижение граждан не только внутри страны, но и за рубеж, а в условиях открытой белорусско-российской границы запретить ее пересечение будет крайне сложно, что повлечет за собой массовый отток белорусов в Россию. Стрелять в собственных граждан, на наш взгляд, власти все же не решатся. Вот и выходит, что введение ЧП не только не является выходом из сложившейся ситуации, но и может пагубно отразиться на развитии страны.
Сложнее обстоит дело с взаимодействием белорусской вертикали власти с народом на местах. За последний месяц власти так и не смогли успокоить простых граждан, продолжающих все громче заявлять о своем недовольстве. Сегодня уже даже среди тех, кто ранее поддерживал политику президента, наблюдается "разброд и шатание". На улицах, предприятиях и в общественном транспорте нередко можно услышать слова о том, что президент обманул людей, которые ему доверяли. Причем негатив направлен не на правительство, парламент и чиновников, а именно на фигуру белорусского лидера, который, похоже, в скором времени может окончательно утерять нити правления страной. Если белорусская номенклатура добивается именно этого, тогда становиться понятной ее пассивная и соглашательская политика.
Перенос ответственности за социально-экономический (то, что кризис уже перекинулся и на социальную сферу - свершившийся факт) кризис в стране с плеч высших государственных чиновников на одного президента уже не кажется сегодня чем-то сверхъестественным. Главным оружием в этом процессе в руках бюрократов является их безынициативность и открытое, порой, дословное следование словам Лукашенко. При этом чиновники с каким-то нездоровым рвением стремятся выполнить наиболее непопулярные и "странные" требования президента. Например, сегодня правительство обеспокоено не ростом цен и постепенным обнищанием населения, а выполнением последнего поручения главы государства.
Напомним, 15 июня Александр Лукашенко заявил, что государство не заинтересовано в неорганизованном выезде за рубеж белорусских строителей: "...мы должны этим "летунам" сказать: ты поехал неорганизованно зарабатывать в другое государство и в страну денег не приносишь. Поезжай. Но, первое: коммунальные услуги стопроцентно семья оплачивает. Медицинское обеспечение твое личное, а семью, детей мы не трогаем, стопроцентно оплачиваешь...Тогда он тысячу раз подумает: ехать или не ехать". Не прошло и нескольких дней, как в правительстве уже была начата разработка постановления, которое, по мнению белорусских чиновников, остановит отток строительных кадров за рубеж. Какими конкретными мерами это планируется делать, пока не известно, однако ясно одно - требование президента будет исполнено. И уже не важно, что из-за сокращения кредитования строительной сферы многим компаниям придется свернуть свою деятельность, выбросив на улицу при этом тысячи людей, которых государство не сможет обеспечить работой на родине.
В случае же дальнейшего "закручивания гаек" те, кто мог вахтовым методом ездить на заработки, привозя в республику валюту, будут вынуждены уехать из Белоруссии на ПМЖ в другие страны и, в первую очередь, в Россию, что, несомненно, скажется на демографической ситуации в республике. И это лишь один из моментов "сбалансированной" внутренней политики белорусских властей, способной довести государство до уровня беднейших стран Азии и Африки. И винить в этом буду не кого-либо, а Лукашенко, причем сами чиновники. Подобное наблюдалось в начале 1990-х годов, когда руководители крупных предприятий Белоруссии, чтобы снять с себя ответственность за невыплату заработной платы и массовые сокращения, стали на путь создания стачечных комитетов, требовавших перемен на государственном уровне, перенаправляя, таким образом, народное недовольство на руководство страны.
Таким образом, можно констатировать, что сегодня в Белоруссии начинает формироваться новая социально-политическая обстановка, отличная от всех предыдущих лет. Главное место в ней будет занимать не президент, а белорусская номенклатура, как старого, так и нового образца, которая уже готова пожертвовать интересами всего белорусского народа ради собственных целей.