Спаси и сохрани, президент!

Источник материала:  


Меня всегда восхищала способность президента и правительства выкручиваться. Вот и сегодня, в условиях явно согласованной атаки с Востока и с Запада, и туркменский кредит нашелся, и кредит от ЕврАзЭС удалось вырвать, и Китай с Ираном выразили готовность помочь, и даже навстречу требованиям МВФ удалось продвинуться. Так что пока, похоже, капитуляции удастся избежать.

Но в какой мере наши руководители выучили тот жестокий урок, который преподал валютный кризис? Ведь никто не даст гарантии, что атака не повторится, причем уже во второй половине августа, когда страна увязнет в финансировании уборочной. Пока - за исключением самых простых, самых очевидных вещей - выводы не сделаны.

Хорошо, конечно, что пришло осознание невозможности бесконечно раздувать потребление, включая потребление в социальной сфере, вне зависимости от роста экспорта и производства в целом. Что жить необходимо по средствам, как бы ни хотелось ублажить электорат.

Только вот инерция у потребления громадная. Особенно - социальной сферы. Ведь это сотни тысяч людей, занятых в обслуживании соцпрограмм. Да и к хорошему привыкаешь быстро, а отвыкать - больно. Сегодня привести потребление к доступному, при нынешнем состоянии производства, уровню - очень непросто.

Рецепты решения наших проблем известны: рост экспорта и сокращение внутреннего потребления. Кейнсианская модель стимулирования производства через стимулирование потребления могла работать в больших экономиках в эпоху до глобализации. Сегодня, в наших условиях, прирост спроса закрывается импортом. И сегодня альтернативы снижению внутреннего потребления просто нет.

Но снижение снижению рознь. Сокращение спроса через девальвацию носит краткосрочный характер. В валютном исчислении себестоимости сырье, комплектация, энергоносители при девальвации не дешевеют. Для небольшой страны уровень зарплат определяется не пожеланиями правительства, а состоянием регионального рынка труда. Имея рядом большую Россию, где имеет место значительный дефицит квалифицированных кадров, значительный разрыв в оплате труда только простимулирует и так имеющий место отток кадров. А кто будет строить нашу страну?

Пока не видно, какие меры, кроме полицейских преследований мелких спекулянтов, намерено предпринять правительство для повышения эффективности экономики страны. И какими инструментами оно в состоянии этого добиваться.

Минпром? А что он реально в состоянии сделать? Выслушать жалобы директоров и попросить у правительства госинвестиций? Так уже и там денег нет. Снять одного директора и поставить другого? Так уже и кадрового резерва у министерства нет. Помочь предприятию освоить новую продукцию, повысить эффективность производства? Так нет у министерства инженерных подразделений, способных к такой работе. Как инструмент управления даже только госсектором Минпром неэффективен и просто бессилен.

Минэкономики? Но ведь этот орган, кроме способности «нарисовать» любые показатели, ничем более не славен. Уровень его работы демонстрирует его релиз от 20 мая, доказывающий (на цифрах!) блестящее состояние белорусской экономики. А его анализ, показывающий, что даже при выполнении заданий Всебелорусского собрания наш дефицит в торговле товарами сократится только до $4,7 млрд. в год? Анализ выдали в этом году, но что мешало сделать его 2-3 года назад и уже тогда поднять тревогу? А разрешение Минэкономики предприятиям, при недостатке прибыли, растягивать сроки начисления амортизации? Как будто из-за этой бумажки станки станут медленнее стареть или крыши меньше течь! Неудивительно, что сегодня, в кризис, предприятия просят у Минэкономики разрешения не начислять амортизацию вообще. Пустить на текущее потребление и остатки советского наследия. А дальше что?

В нынешнем состоянии Минэкономики и качественный анализ положения дел в стране провести не в состоянии, не то что подготовить принятие серьезных решений в экономике. Его функции сегодня - чисто пропагандистские.

Есть еще Нацбанк, несущий прямую ответственность за состояние кредитно-денежной сферы. Вот уж - нес, нес и принес…

Все годы Нацбанк стремился поддерживать стабильный курс рубля при высоких ставках по кредитам и высоких темпах инфляции. Что получалось. Иностранный банк, получив ресурсы у себя в стране при минимальной их цене (в ЕС - под 3-4%), перегонял их в свой белорусский филиал, где кредитовал под 24%. При стабильном курсе - прибыль легко выводил. Халява. И схема реального ограбления нашей страны. Неудивительно, что филиалы иностранных банков у нас так широко представлены.

А что означает высокая рентабельность (15%) банковского сектора при реальной убыточности сектора реального? Ведь невозврат кредитов даже госпредприятиями у нас ничтожен. Вместо кредитования реального сектора, в стране было раскручено кредитование потребления и жилищного строительства. По сути - тоже потребления. В наших условиях поддержание стабильного курса - форма стимулирования импорта. Чем тут руководил Нацбанк? И какому укреплению банковского сектора Беларуси так радовался его глава Петр Прокопович?

На войне - как на войне. Но и на войне единоличные решения допустимы только на уровне командира роты. Уже в батальоне есть штаб, который готовит для командира варианты решений. А у нас, в неизмеримо более сложной системе экономики, штаба для подготовки серьезных решений политическим руководством страны просто нет. Потому зачастую и решения вроде приснопамятного постановления N240/5 или решения выровнять цены на потребительском рынке с соседями принимаются на сержантском уровне. С единственной надеждой: президент что-нибудь придумает, как-нибудь выкрутится…
←Три слона, на которых держится президентский оптимизм

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика