Инфляция в шоколаде

Источник материала:  


Примерно 1.800.000.000. Речь идет не о населении Китайской Народной Республики. Это - процентное выражение официально рассчитанного индекса потребительских цен без учета деноминаций к индексу потребительских цен декабря 1990г.

Инфляционные процессы в Беларуси никогда не останавливались, изменялись только темпы инфляции. Так, индекс потребительских цен на товары и услуги в мае 2011г. по сравнению с прошлым месяцем составил 113,1%, с декабрем 2010г. - 125,4%.

Субъективно - не верится. Опыт потребителя подсказывает, что цены с декабря прошлого года выросли больше, чем на четверть. Впрочем, результаты расчетов всегда зависят от того, как считать. Разбираться в хитросплетениях методик для расчета индексов потребительских цен - непростая задача. Говорят, наша методика полностью соответствует международным аналогам и абсолютно объективна. Но стоит отметить, что тезис о соотношении лжи и статистики также поистине интернационален. Впрочем, речь не о том. 25,4% - это все равно очень много. Это почти в 4 раза выше изначально установленного годового уровня инфляции (согласно указу N597 от 19.11.2010г.) и уже более трех четвертей от его нового скорректированного после произошедшей девальвации значения (33-39% в год).

Вслед за индексом потребительских цен растет и ставка рефинансирования Нацбанка. В этом году она уже повышалась пять раз: с 22 июня ставка устанавливается уже на уровне 22% годовых. Однако даже с таким значением ставка безнадежно запаздывает - инфляция все равно впереди. Часть новой ставки рефинансирования, приходящаяся на период в пять месяцев, составляет 7,5%, что более чем в 3 раза меньше роста индекса потребительских цен (фактически означающего обесценивание денег).

В такой ситуации кредиторы с особой печалью смотрят на счет, отражающий объем дебиторской задолженности: ведь реальная ценность неполученных средств постоянно уменьшается. Чтобы хоть как-то обнадежить тех, кто ожидает поступления просроченной задолженности, можно вспомнить об одном правовом инструменте, который долго не использовался за ненадобностью - о возможности взыскания суммы долга, увеличенного на коэффициент инфляции.

Традиционно при взыскании задолженности, выраженной в белорусских рублях, кредиторы обращались к ч.1 ст.366 ГК, определяющей правила взыскания процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами. Ставки рефинансирования обычно хватало, чтобы не думать об инфляционных потерях и радоваться взысканию процентов по ст.366 ГК (особенно если вместе с ними взыскивались суммы неустойки). Однако в связи с тем, что размер ставки рефинансирования на текущий момент недостаточно защищает кредитора, можно обратиться к ч.2 ст.366 ГК, определяющей право кредитора взыскать сумму долга, увеличенную с учетом инфляции.

Формулировка в статье такая, что возникает впечатление, будто инфляция может быть взыскана только в части, превышающей взысканные проценты за пользование чужими денежными средствами, т.е. кредиторам для ее взыскания необходимо заявлять два исковых требования (и о процентах, и об инфляции). Однако в постановлении пленума ВХС N1 от 21.01.2004г. разъяснено (п.32), что может быть предъявлен и будет рассматриваться иск только о взыскании суммы долга с учетом инфляции.

В настоящее время ВХС прямо не определена методика расчета увеличения суммы долга с учетом инфляции, но всё новое - это хорошо забытое, а иногда даже утратившее силу старое. Видимо, хозсудам придется расчехлить старую методику. В отмененном постановлении пленума ВХС N1 от 16.01.1995г. приводились подробные инструкции по расчету суммы долга с учетом инфляции (с примерами). В способах исчисления индекса потребительских цен кардинальным образом ничего не изменилось, поэтому можно пользоваться старыми указаниями, рассчитывая коэффициент инфляции как отношение индекса потребительских цен на дату окончания периода просрочки к индексу на дату ее начала. Полученный коэффициент будет показывать, во сколько раз обесценился долг.

С учетом одновременного изменения и индексов потребительских цен, и ставки рефинансирования нельзя однозначно сказать, в каких случаях кредиторам будет выгоднее взыскивать проценты по ст.366 ГК, а в каких - сумму инфляции. Однако анализ любых периодов просрочки начиная с января 2010г. показывает, что, если просрочка началась в 2010г., а закончилась позже февраля 2011г., увеличение с учетом инфляции будет выше, чем проценты по ставке рефинансирования.

Итак, механизм защиты от инфляции в законодательстве существует, однако, к сожалению, он не является панацеей. Кредиторам нужно помнить, что ответственность наступает только в случае просрочки исполнения обязательства. Если необходимо застраховаться от инфляционных процессов, идущих во время правомерной отсрочки платежа, необходимо использовать ценовые оговорки.

Хочется надеяться, что реальная годовая инфляция будет хоть в какой-то степени соответствовать прогнозируемой и через некоторое время о методике расчета коэффициента инфляции вновь можно будет забыть, а ценовые оговорки не будут нормой для каждого договора.
←Три слона, на которых держится президентский оптимизм

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика