МВФ и Беларусь заинтересованы друг в друге

Источник материала:  
20.06.2011 10:09 — Новости Экономики
Беларусь может стать хорошим примером успешной деятельности МВФ. В свою очередь программа МВФ будет предполагать ряд довольно правильных и необходимых для Беларуси действий. Отказ МВФ в кредите Беларуси эксперт называет "пессимистичным сценарием" развития событий.
О кредите от МВФ с высокой долей вероятности стоит судить как о практически свершившемся факте, считает аналитик российского инвестиционного банка "Ренессанс Капитал" Анастасия Головач. 

"Судя по заявлениям, МВФ готов разрабатывать программу для Беларуси и реализовывать ее совместно. Я бы даже сказала, что сейчас мяч на стороне белорусских властей. Все будет зависеть от их готовности принять предварительные меры, которые предлагает фонд. Учитывая ситуацию, которая сложилась в стране, других оптимальных вариантов исправления сложившейся ситуации, кроме кредита в МВФ, мне кажется, у Беларуси нет. Не то чтобы это был последний вариант, и других не существует, но более эффективных нет. Поэтому я думаю, что власти все-таки прислушаются к рекомендациям фонда, и программа будет принята в ближайшее время", - рассказала эксперт в интервью TUT.BY.

Сейчас ситуация сложилась так, что правительство Беларуси заинтересовано более четко следовать требованиям фонда, считает А.Головач. "И мне кажется, для МВФ это тоже довольно интересная ситуация, которая может стать примером того, как фонд умеет справляться со сложными ситуациями. Мне кажется, тут есть некая взаимная заинтересованность. Именно поэтому существует достаточно высокая вероятность, что программа будет принята", - сказала она.

Фонд находится в более сильной позиции, ему не обязательно верить в то, что белорусское правительство пойдет на серьезные изменения в экономике, полагает экономист. "Программа структурирована следующим образом. Сначала принимаются предварительные меры. Как только они приняты, речь может пойти о том, чтобы в Вашингтоне была принята и одобрена программа. Обычно это сопровождается выделением первого транша. Дальше начинается мониторинг программы. Миссия следит за тем, чтобы правительство Беларуси и Центральный банк выполняли требования согласно программе. Если этого не происходит, то следующий транш может быть не получен. МВФ не обязательно верить, он может приезжать и контролировать. Путем выделения или невыделения следующих траншей он может влиять на желание белорусских властей четко следовать программе", - рассказала А.Головач.

При этом все экономические рекомендации МВФ абсолютно оправданны, считает эксперт. "Ни одна из них для нас не стала сюрпризом. Это именно то, на чем фонд настаивал ранее. В принципе эти требования могут помочь стабилизировать ситуацию. Разве что свободное курсообразование рубля мне кажется мерой скорее долгосрочной, а не предварительной. Потому что без интервенции Национального банка нормализировать ситуацию на валютном рынке, когда она находится в таком критическом состоянии, будет невозможно. Поэтому относительно свободного курсообразования – это, наверное, строгая мера", - полагает А.Головач.

При этом, как считает эксперт, на данном этапе курс рубля нельзя будет совсем отпустить и убрать с рынка Национальный банк: это может породить дополнительную панику. "Должен быть четкий посыл рынку, каким ему надо быть. Должен быть нормально разработанный курс, который будет всем понятен, и действия Центрального банка будут направлены на реализацию этого курса", - думает А.Головач.

Сейчас внешние заимствования – это единственный для Беларуси путь выхода из сложившейся ситуации. При этом эксперт находит страну вполне платежеспособной. "Потенциально, Беларусь платежеспособна. Основной долгосрочной целью Беларуси является приватизация. Она поможет привлечь в страну иностранный капитал и усилить резервы Центрального банка. С другой стороны это будет способствовать становлению рыночной экономики в стране, повышению конкурентоспособности. Без этого в долгосрочной перспективе обеспечить здоровую экономику в стране сейчас представляется слабо возможным. Безусловно, будет ряд негативных последствий, с которыми тоже нужно будет бороться. Но основная проблема, а именно дефицит текущего счета и низкий уровень резервов, будет решена", - уверена А.Головач.

Однако сделать приватизацию быстро в сложившейся ситуации для Беларуси не представляется возможным, уточняет она. "Основными и очевидными покупателями белорусских активов могут являться российские предприятия. У Беларуси сейчас довольно слабая переговорная позиция. Ей будет довольно сложно торговаться относительно более выгодной продажи объектов приватизации. Это значит по рыночной цене, а не по цене, которую диктует покупатель. Для того чтобы приватизация в Беларуси прошла успешно, и в рыночных условиях дала правильные результаты, необходимо какое-то время", - полагает А.Головач.

Мне кажется, что программа МВФ, которая будет предполагать ряд довольно правильных и необходимых действий, это для Беларуси хороший инструмент. Он может выиграть время и усилить свою переговорную позицию для проведения приватизации на рыночных условиях и позволит оздоровить экономику.

Мы оцениваем, что после девальвации дефицит текущего счета снизится до 6-6,5 млрд. долларов. Раньше мы его оценивали на уровне 7-8 млрд. долларов. Соответственно, такое снижение должно быть чем-то перекрыто. Скорее всего, это будут поступления по капитальному счету. Пока без программы МВФ, но включая кредит от ЕврАзЭС. Похоже, что эта сумма составит около 2,5 млрд. долларов. Соответственно, разница между дефицитом текущего счета и профицитом капитального счета составляет около 4 млрд. В этом году эта сумма позволит сбалансировать платежный баланс и не допустить дальнейшей девальвации рубля. Именно поэтому МВФ – это наилучший способ получить недорого объем средств такого размера в текущем году. В следующем году поступление средств капитальному счету может обеспечиться за счет приватизации.

Давать какие-то прогнозы эксперт не стала, объяснив это тем, что все будет зависеть от того, какую политику изберут белорусские власти. "Мне кажется, есть несколько путей. Назовем их оптимистичный и пессимистичный. При оптимистичном варианте развития событий Беларусь получает кредит от МВФ, выполняет требования фонда, постепенно смягчает монетарную и фискальную политику. Мне кажется, это будет сопровождаться некоторым социальным напряжением. Тем не менее, в таком случае учетная ставка и ставка рефинансирования будут повышены до уровня инфляции. Это поможет людям сохранить ставки по своим депозитам выше инфляции. Частично это нивелирует негативное отношение к событиям, которые происходят в стране. При этом начнется подготовка к приватизации. Более-менее полномасштабная приватизация, которую ждут инвесторы, начнется уже в следующем году. Это должно будет существенно усилить резервы Центрального банка. В таком случае Беларусь не будет иметь никаких проблем с обслуживанием своего внешнего долга, в том числе публичного, такого как еврооблигации.

Начало таких позитивных процессов в Беларуси привлекут еще больше внимания инвесторов. Тогда спрос на долговые инструменты будет расти в расчете на то, что приватизация продолжится. В ближайшие 5 лет страна будет показывать рост эффективности за счет повышения доли рыночного сектора экономики, повышения конкурентоспособности. Таким образом, Беларусь сможет выйти на внешние рынки заимствований с новыми предложениями по более низким доходностям. Это оптимистичный сценарий", - рассказала эксперт.

Дальше страну ждет тяжелая работа по изменению структуры экономики, повышению конкурентоспособности ключевых отраслей. "Все эти позитивные процессы на самом деле будут сопровождаться некоторыми негативными вещами. Например, снижением уровня занятости. Поэтому придется разрабатывать дополнительные программы, чтобы снимать напряжение в социальной сфере. Но в любом случае, в долгосрочном периоде такая модель будет более эффективна", - уточнила А.Головач.

Пессимистичный сценарий эксперт связывает с отказом МВФ в кредите Беларуси. "Или если первый транш будет получен, а дальше Беларусь не будет готова выполнить условия фонда, начать приватизацию, тогда, возможно, следующие средства получены не будут. В таком случае не удастся избежать дальнейшей девальвации, рубль может обесцениться еще на 20-40%. В таких условиях, когда дефицит текущего счета сохраняется, а резервов Центрального банка практически нет, масштаб девальвации очень сложно предугадать. Включается дополнительная мультипликация спроса со стороны паникующего населения и экспортеров, которые не хотят продавать валюту. Удержать рубль тоже практически невозможно. Дальнейшая девальвация тянет за собой дальнейшую инфляцию. Причем инфляция может достигнуть 70% за год. Очевидно, правительству придется каким-то образом повышать заработные платы населению, чтобы каким-то образом компенсировать инфляцию. Это будет иметь негативные фискальные эффекты. Долго так продержаться будет сложно и придется прибегнуть к приватизации. Но тогда она уже будет шоковая, экстренная, в авральных условиях и вряд ли это будет выгодно для Беларуси", - констатирует аналитик российского инвестиционного банка "Ренессанс Капитал" Анастасия Головач. 



Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика