Белорусскую приватизацию украсили букетом условий
19.06.2011 12:46
—
Новости Экономики
Белорусскую приватизацию украсили букетом условий
В этом году на аукционах и конкурсах правительство запланировало продать 178 предприятий. Три предприятий уже продали, аукционы по шести госактивам из-за отсутствия покупателей признаны несостоявшимися. Оно и неудивительно: условия продажи ряда госпредприятий таковы, что инвесторы вряд ли согласятся их покупать.
Сразу следует оговориться, что те предприятия, которые выставляются на продажу, к "фамильному серебру" Беларуси не имеют никакого отношения. Госкомимущество готовило план приватизации на 2011-2013 годы таким образом, чтобы стратегически значимые предприятия (читай — самые привлекательные для инвесторов) на продажу не выставлялись.
Уже одно это обстоятельство заметно снижает интерес инвесторов к приватизации, запланированной на нынешний год. Вместе с тем, белорусские власти рассчитывают, что продать включенные в план госпредприятия все-таки удастся.
Источник в органах государственного управления сообщил на днях БелаПАН, что в этом году будут продаваться акции 178 госпредприятий (изначально планировалось выставить на продажу акции 180 субъектов хозяйствования). В правительственных кругах надеются на успех приватизационного плана.
Однако печальный опыт реализации приватизационного плана в 2008-2010 годах, а также условия продажи госпредприятий не позволяют наблюдателям разделить этот оптимизм. В 2008-2010 годах, напомним, было продано лишь 10% предприятий, выставленных на продажу.
Одна из причин тогда состояла в том, что на продажу были выставлены малоэффективные госпредприятия. Кроме этого, стоимость продаваемых госпредприятий была завышена. Дополнительные условия продажи госпредприятий оставляли минимальные шансы для привлечения инвестиций. Да и госорганы не слишком усердствовали в поисках инвесторов для малоэффективных предприятий. В итоге потенциальных покупателей белорусских госактивов оказалось мало.
Все перечисленные черты характерны и для приватизации, которую белорусские власти начинают в июне 2011 года.
22 и 29 июня инвесторам будут предлагаться на конкурсах акции 12 государственных предприятий. В 8 случаях из 12 государство не только просит оплатить стоимость пакета акций, но и требует от инвесторов гарантированно направить немалые суммы на развитие покупаемых предприятий.
В частности, за акции бумажной фабрики "Красная звезда" государство просит 12,3 млрд. рублей, и еще 10 млрд. требуется направить в течение двух лет на развитие предприятия.
Таким образом, фактическая стоимость прихода на эту бумажную фабрику составляет для инвестора 22,3 млрд. рублей.
"Любой инвестор оценивает стоимость сделки, суммируя стоимость покупки предприятия и величину необходимых инвестиций в приобретаемый актив. Согласие инвестора заплатить эту сумму зависит от того, как потенциальный собственник оценивает предприятие и одобряет ли инвестиционный план его развития", — говорит инвестиционный консультант, знакомый с условиями белорусской приватизации.
Однако "фишка" отечественной приватизации состоит в том, что мнение инвестора редко спрашивают, когда государство определяет стоимость продажи предприятия.
Условия продажи акций четырех предприятий, которые выставлены на конкурс 29 июня, еще более своеобразны. По этим сделкам государство, во-первых, продает менее 50% акций (то есть не контрольный пакет), во-вторых, просит инвестора выдать предприятию дешевый заем.
"Когда предлагают купить 49% акций предприятия и просят при этом предоставить займы под 1% годовых, привлечь инвесторов под такие сделки будет достаточно сложно. В данном случае инвестору говорят: покупайте миноритарный пакет акций предприятия, а финансирование предоставляйте не через дополнительную эмиссию акций, а через дешевые займы", — говорит инвестиционный консультант.
По его мнению, такая схема по-своему логична в сегодняшней ситуации, когда государство хочет привлечь ресурсы в развитие предприятия, но не готово передать контроль над ним инвестору.
"Логика государства здесь очевидна: мы продаем 49% акций и не хотим отдавать 51%, но деньги на предприятие нужно привлечь, — констатирует инвестиционный консультант. — Что делать? Единственная форма, которая позволяет найти решение, — займы от инвесторов".
Под такие условия найти инвесторов будет непросто. Стратегические инвесторы, к примеру, хотят любыми путями получить более 50% акций покупаемого предприятия, а когда государство оставляет контроль за собой, то продать акции госпредприятий будет, мягко говоря, сложно.
Тем не менее, какие-то предприятия государство может продать, особенно в тех случаях, когда оно готово расстаться с контрольным пакетом акций. Инвестиционные компании подсчитали, что 50% госпредприятий, выставленных на продажу в 2011-2013 годах, по цене могут подойти инвесторам. Таким образом, хотя бы с этой позиции можно рассчитывать на какие-то приватизационные сделки.
Инвестиционные консультанты убеждены, что результат приватизационных процессов зависит от того, как будет поставлена работа с потенциальными покупателями.
"Можно, например, на сайте, касающемся приватизации, представить по каждому предприятию презентацию с описанием сильных сторон, финансовых показателей, чтобы инвесторы смогли почитать, в том числе на английском языке, и заинтересоваться", — говорит собеседник БелаПАН.
Кроме этого, добавляет инвестиционный консультант, можно перед приватизируемыми предприятиями поставить задачу найти инвесторов.
"При этом такая задача должна иметь четко определенные и измеримые цели и критерии: например, представить в течение определенного срока не менее трех протоколов о намерениях с потенциальными инвесторами. Такие документы будут свидетельствовать хотя бы о том, что представители предприятия с потенциальными инвесторами встречаются, разговаривают и пытаются их заинтересовать", — отмечает инвестиционный консультант.
По его мнению, конкурс на продажу акций госпредприятий нужно объявлять тогда, когда есть несколько потенциальных инвесторов.
"Чтобы они появились, — резюмирует инвестиционный консультант, — необходима для начала информационная поддержка. Семинары для потенциальных инвесторов, выставку можно организовать, куда придут потенциальные покупатели, подготовить информационные материалы. А у нас сегодня, кроме постановлений на сайте Госкомимущества, нет ничего".
Сразу следует оговориться, что те предприятия, которые выставляются на продажу, к "фамильному серебру" Беларуси не имеют никакого отношения. Госкомимущество готовило план приватизации на 2011-2013 годы таким образом, чтобы стратегически значимые предприятия (читай — самые привлекательные для инвесторов) на продажу не выставлялись.
Уже одно это обстоятельство заметно снижает интерес инвесторов к приватизации, запланированной на нынешний год. Вместе с тем, белорусские власти рассчитывают, что продать включенные в план госпредприятия все-таки удастся.
Источник в органах государственного управления сообщил на днях БелаПАН, что в этом году будут продаваться акции 178 госпредприятий (изначально планировалось выставить на продажу акции 180 субъектов хозяйствования). В правительственных кругах надеются на успех приватизационного плана.
Однако печальный опыт реализации приватизационного плана в 2008-2010 годах, а также условия продажи госпредприятий не позволяют наблюдателям разделить этот оптимизм. В 2008-2010 годах, напомним, было продано лишь 10% предприятий, выставленных на продажу.
Одна из причин тогда состояла в том, что на продажу были выставлены малоэффективные госпредприятия. Кроме этого, стоимость продаваемых госпредприятий была завышена. Дополнительные условия продажи госпредприятий оставляли минимальные шансы для привлечения инвестиций. Да и госорганы не слишком усердствовали в поисках инвесторов для малоэффективных предприятий. В итоге потенциальных покупателей белорусских госактивов оказалось мало.
Все перечисленные черты характерны и для приватизации, которую белорусские власти начинают в июне 2011 года.
22 и 29 июня инвесторам будут предлагаться на конкурсах акции 12 государственных предприятий. В 8 случаях из 12 государство не только просит оплатить стоимость пакета акций, но и требует от инвесторов гарантированно направить немалые суммы на развитие покупаемых предприятий.
В частности, за акции бумажной фабрики "Красная звезда" государство просит 12,3 млрд. рублей, и еще 10 млрд. требуется направить в течение двух лет на развитие предприятия.
Таким образом, фактическая стоимость прихода на эту бумажную фабрику составляет для инвестора 22,3 млрд. рублей.
"Любой инвестор оценивает стоимость сделки, суммируя стоимость покупки предприятия и величину необходимых инвестиций в приобретаемый актив. Согласие инвестора заплатить эту сумму зависит от того, как потенциальный собственник оценивает предприятие и одобряет ли инвестиционный план его развития", — говорит инвестиционный консультант, знакомый с условиями белорусской приватизации.
Однако "фишка" отечественной приватизации состоит в том, что мнение инвестора редко спрашивают, когда государство определяет стоимость продажи предприятия.
Условия продажи акций четырех предприятий, которые выставлены на конкурс 29 июня, еще более своеобразны. По этим сделкам государство, во-первых, продает менее 50% акций (то есть не контрольный пакет), во-вторых, просит инвестора выдать предприятию дешевый заем.
"Когда предлагают купить 49% акций предприятия и просят при этом предоставить займы под 1% годовых, привлечь инвесторов под такие сделки будет достаточно сложно. В данном случае инвестору говорят: покупайте миноритарный пакет акций предприятия, а финансирование предоставляйте не через дополнительную эмиссию акций, а через дешевые займы", — говорит инвестиционный консультант.
По его мнению, такая схема по-своему логична в сегодняшней ситуации, когда государство хочет привлечь ресурсы в развитие предприятия, но не готово передать контроль над ним инвестору.
"Логика государства здесь очевидна: мы продаем 49% акций и не хотим отдавать 51%, но деньги на предприятие нужно привлечь, — констатирует инвестиционный консультант. — Что делать? Единственная форма, которая позволяет найти решение, — займы от инвесторов".
Под такие условия найти инвесторов будет непросто. Стратегические инвесторы, к примеру, хотят любыми путями получить более 50% акций покупаемого предприятия, а когда государство оставляет контроль за собой, то продать акции госпредприятий будет, мягко говоря, сложно.
Тем не менее, какие-то предприятия государство может продать, особенно в тех случаях, когда оно готово расстаться с контрольным пакетом акций. Инвестиционные компании подсчитали, что 50% госпредприятий, выставленных на продажу в 2011-2013 годах, по цене могут подойти инвесторам. Таким образом, хотя бы с этой позиции можно рассчитывать на какие-то приватизационные сделки.
Инвестиционные консультанты убеждены, что результат приватизационных процессов зависит от того, как будет поставлена работа с потенциальными покупателями.
"Можно, например, на сайте, касающемся приватизации, представить по каждому предприятию презентацию с описанием сильных сторон, финансовых показателей, чтобы инвесторы смогли почитать, в том числе на английском языке, и заинтересоваться", — говорит собеседник БелаПАН.
Кроме этого, добавляет инвестиционный консультант, можно перед приватизируемыми предприятиями поставить задачу найти инвесторов.
"При этом такая задача должна иметь четко определенные и измеримые цели и критерии: например, представить в течение определенного срока не менее трех протоколов о намерениях с потенциальными инвесторами. Такие документы будут свидетельствовать хотя бы о том, что представители предприятия с потенциальными инвесторами встречаются, разговаривают и пытаются их заинтересовать", — отмечает инвестиционный консультант.
По его мнению, конкурс на продажу акций госпредприятий нужно объявлять тогда, когда есть несколько потенциальных инвесторов.
"Чтобы они появились, — резюмирует инвестиционный консультант, — необходима для начала информационная поддержка. Семинары для потенциальных инвесторов, выставку можно организовать, куда придут потенциальные покупатели, подготовить информационные материалы. А у нас сегодня, кроме постановлений на сайте Госкомимущества, нет ничего".