План проедания $30 млрд. за три года

Источник материала:  


Принятие постановления Совмина N662 от 25.05.2011г. «О дополнительных мерах экономического регулирования и социальной защиты населения» совпало с интенсивными поисками кредитов и приватизационных проектов для его реализации. Трудно подсчитать, во сколько обойдется Беларуси реализация плана-35 (столько мер описано в документе). Если правительству дадут кредиты там, где оно просит (ЕврАзЭС , МВФ, Туркменистан, Иран), и столько, сколько оно просит (примерно $13,5 млрд.), если власти продадут 51% «Беларуськалия» и оставшиеся в госсобственности 50% «Белтрансгаза» (около $17,5 млрд.), то план-35 действительно будет реализован.

Интерпретация постановления N662 примерно такова: «Будем ждать неминуемого краха американской экономики, деградации доллара и евро, а пока сконцентрируем свои усилия на выбивании внешних кредитов и сохранении традиционного уклада экономики» . К сожалению, общественности не представлены расчеты и даже оценки, когда доллары превратятся в фантики и 60% резервов всех центральных банков мира будут переведены в другие валюты. Хоть намекнули бы взволнованным белорусам, что придет на смену зеленому заморскому денежному «змию».

СТАБИЛИЗАЦИЯ К ДОЛГОВОЙ ЯМЕ

План-35 может решить валютную проблему, приостановить инфляцию и успокоить вкладчиков, только если будут получены обильные внешние кредиты и валюта за продажу госактивов. Проедание кредитов приведет к временному успокоению, но причины букета экономических болезней не ликвидирует. Более того, многие положения постановления могут серьезно усугубить проблемы. Например, власти разрешили не только платить за ряд товаров и услуг в валюте, но даже разрешили принимать налоги и сборы в инвалюте.

Ситуация, когда правительство отказывается от своих денег для уплаты налогов, беспрецедентна. Такой форс-мажор был бы хоть как-то оправдан во время войны, чумы или еще какой-нибудь холеры. В Беларуси же в условиях более чем 10-процентного роста ВВП, щедрой рублевой эмиссии и обильных госрасходов искусственное исключение экспортеров из рублевой зоны обязательно приведет к росту цен для тех коммерческих организаций и людей, которые обречены оставаться в зоне рубля.

Разделение экономики на две зоны - рублевую и валютную - это прямая уступка большому экспортоориентированному госбизнесу и попытка нормализации ситуации на валютном рынке за счет обычных граждан и малого бизнеса. Правительство продолжает делить бизнес на две группы. Первая - экспортеры - считается привилегированной, вторая - импортеры и поставщики товаров и услуг на внутренний рынок - врагами стабильности и бизнесменами второго сорта. Для первой группы Совмин разрешает спрятаться за валютным щитом от инфляции и девальвации. Плата за это - обязательная продажа 30% валютной выручки по курсу, который существенно ниже рыночного. Для второй группы правительство приготовило очень неприятный сюрприз в виде множественности курсов, непредсказуемости валютного рынка и высокой инфляции. Добивать предпринимателей и неэкспортеров будут неплатежами госорганизаций, резко подорожавшими кредитами и неизменно высокими налогами.

РУБЛЁВАЯ МАССА В УЗКОМ РУСЛЕ

Ст.132 Конституции констатирует, что «на территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика» . Постановление Совмина N662 ставит под сомнение это конституционное положение. Те экономические субъекты, которым разрешат уплачивать налоги в твердой валюте, будут работать в режиме монетарной политики США, стран еврозоны или России. С одной стороны, власть пытается обрушить доллар своими заявлениями об американском долларе как фантиках, с другой - Совмин спасает экономику легализацией платежей в этом самом ненавистном долларе.

Будущее рублевой денежной массы, которая будет обслуживать остальную часть экономики, остается под большим вопросом. Если ставить задачу резко сократить инфляцию и вернуть доверие к нацвалюте и банковской системе, тогда нужно ее сильно сокращать. Речь должна идти не только об ограничении эмиссии, а о сокращении рублевой денежной массы. Такого положения в плане-35 нет. Зато есть намерения резко увеличить объем денежной массы при ограничении спроса на рубли.

План-35 обещает «ограничение чистого эмиссионного кредитования государственных программ в 2011г. в размере не более 4% ВВП» . Давайте подсчитаем.

Справка «БелГазеты». В Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2011г. (еще до валютного кризиса) Нацбанк планировал увеличить рублевую денежную базу на 24-26%, рублевую денежную массу (М2) - на 27-29%, а широкую денежную массу - на 25-28%. На 1 января 2011г. показатель М2 был равен Br26,43 трлн. За весь год Нацбанк планировал его увеличить на 29%, до Br34 трлн., т.е. примерно на Br7,6 трлн. Возьмем показатель М0 (наличные деньги в обороте): на 1.01.2011г. их было Br8,9 трлн., а на 1.05.2011г. - уже Br10,4 трлн. Увеличение этого показателя хотя бы на 25% дает показатель Br11,1 трлн. на конец года. Показатель М1: на 1 января 2011г. он составлял Br12,77 трлн., на 1.05.2011г. - Br13,96 трлн. Рост на 26% будет означать увеличение данного показателя до Br16,1 трлн., т.е. на Br3,33 трлн. А что такое эмиссия в 4% ВВП, под чем подписалось правительство? В 2010г. ВВП составил Br163 трлн. В номинальном выражении при запланированных темпах роста и с учетом инфляции ВВП в 2011г. может вырасти до Br200 трлн. Именно такая цифра фигурировала при расчете бюджета на этот год; 4% от Br200 трлн. - это Br8 трлн. Это даже больше, чем планы Нацбанка по увеличению рублевой денежной массы М2 перед кризисом. Если Нацбанк и Совмин допустят финансирование госрасходов эмиссией в 4% ВВП, гарантирована годовая инфляция в 50-80%. Ситуация будет еще хуже, если практика перехода на уплату налогов в валюте получит распространение.

ЗАТО БУДЕМ С ФЕРМАМИ

Постановление обходит стороной тему реформы налоговой системы в целом и сокращения налоговой нагрузки в частности. Сегодня многие производители, в т.ч. алкоголя и сигарет, приостанавливают работу - они не могут спрогнозировать, на сколько власти увеличат ставки акцизов. То же самое относится к топливно-энергетическим товарам и услугам. Если общая налоговая нагрузка вырастет, то преодоление последствий валютного кризиса затянется. В ситуации резкого падения спроса на товары правительство обязано сокращать налоги, чтобы больше денег оставлять людям и бизнесу. Совмин, очевидно, подзабыл, что в нашей стране самая плохая налоговая система в мире и что министры громогласно обещали войти в Тоp -30 стран мира по качеству делового климата.

В плане-35 нет ни слова еще об одной важной теме - приватизации. Странно, что представители Совмина берут от ЕврАзЭС кредиты, соглашаясь с условием продать за три года активов на $7,5 млрд., а в основном документе преодоления кризисных явлений в экономике об этом нет ни слова. Раз нет расширения частной инициативы и собственности, значит, экономика остается номенклатурной. Факт продажи «Беларуськалия» и «Белтрансгаза» принципиально не меняет ситуацию.

Ст.13 Конституции гласит: «Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности» . Постановление N662 нарушает и это важнейшее положение. Одним - налоговые преференции, расчеты в валюте, льготы по аренде и доступу к кредитам, другим - высокие налоги, доллары по Br8000 за $1 и аренда по $20 за кв. м. Одни будут работать в условиях высокой инфляции и резкого обесценения оборотного капитала в белорусских рублях, другие - пролоббировали переход в режим работы в зоне твердой валюты или российского рубля. Одни вынуждены сокращать производство, увольнять людей, переходить в режим жесткой экономии ресурсов, а другие продолжают получать дешевые бюджетные ресурсы.

Еще в плане-35 - строительство молочно-товарных ферм «с дополнительным привлечением средств коммерческих банков с возмещением процентов за их пользование» . Неужели при устойчиво высоком спросе на молочные продукты госорганизации Минсельхозпрода не в состоянии обеспечить прибыльную реализацию коммерческих проектов без бюджетной поддержки? Помогать коровам и их «пастухам» в условиях кризиса, одновременно гробить предпринимательство, разрушать рублевые сбережения и заставлять молодые семьи платить за памперсы по Br150-200 тыс. …

ПРОГРАММЫ РАСПИЛА

У Совмина много умных идей, как потратить $30 млрд. кредитов и денег от продажи госсобственности. Вот лишь небольшой перечень программ на 2011-15гг., реализация которых потребует миллиарды долларов: 1) госпрограмма инновационного развития Беларуси; 2) программа «Бытовая электроника»; 3) «Культура Беларуси»; 4) инвестиционная программа на 2011г.; 5) госпрограмма «Создание национального банка генетических ресурсов растений для выведения новых сортов и гибридов сельхозкультур, сохранения и обогащения культурной и природной флоры»; 6) национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий; 7) госпрограмма развития туризма; 8) госпрограмма развития физкультуры и спорта; 9) госпрограмма «Инновационные биотехнологии на период 2010-13гг. и на период до 2015г.»; 10) госпрограмма «Кардиология»; 11) госпрограмма строительства и реконструкции зданий органов прокуратуры; 12) государственная комплексная программа профилактики, диагностики и лечения онкологических заболеваний на 2011-14гг.; 13) госпрограмма национальных действий по преодолению пьянства и алкоголизма; 14) госпрограмма развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства; 15) госпрограмма по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-15гг. и на период до 2020г.; 16) госпрограмма развития среднего специального образования.

Цели благородны. Механизмы освоения бюджетных ресурсов обкатаны. Кадры подготовлены. Постановление N662, как антикризисная программа, принята. «К освоению национального богатства будьте готовы!» - призывает вертикаль. «Всегда готовы!» - отвечает она сама себе.
←В Беларуси предприятия и людей поставили в неравные условия

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика