Войдет ли МВФ в положение Беларуси?
30.05.2011 19:17
—
Новости Экономики
Войдет ли МВФ в положение Беларуси?
Судя по последним заявлениям А. Лукашенко, он готов в очередной раз совершить геополитический кульбит, развернувшись в сторону Запада и международных финансовых институтов, в первую очередь, МВФ.
Размеры и условия предоставления Россией макроэкономической стабилизационной помощи не устраивают президента. Есть смысл попытаться попросить-поговорить в другом месте. Тем более, что А. Кудрин сам предлагал туда обратиться.
Если такое решение будет иметь место, то оно может объясняться несколькими причинами. Есть надежда, что условия будут менее жесткими (по крайней мере, в части что, кому и за сколько продавать). Во-вторых, фонд заинтересован в возврате своих денег (пик выплат 2012-2014 гг.), а значит, договариваться с белорусским правительством все равно придется. Кроме того, несмотря на потепление российско-американских отношений, "великую шахматную доску" никто не отменял; никто на Западе не хочет видеть Беларусь в качестве "независимой" Абхазии.
Однако пройдет ли такой номер у белорусской стороны? Чтоб, в очередной раз, утром деньги – а вечером стулья?
Следует помнить, что самым большим количеством голосов в МВФ обладают: США – 17,8%; Германия – 5,99 %; Япония – 6,13 %; Великобритания – 4,95 %; Франция – 4,95 %; Саудовская Аравия – 3,22 %; Италия – 4,18 %; Россия – 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС – 30,3 %, 29 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,65 %.
Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, – "специальным большинством" (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов).
Таким образом, несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов.
Учитывая, текущее состояние белорусско-американских или белорусско-европейских отношений, для положительного решения МВФ о предоставлении Беларуси стабилизационного кредита, представляется, что наша страна должна чем-то удивить и обрадовать. Вряд ли МВФ, имеющего кучу других проблем и вызовов, а также ведущие мировые страны, за ним стоящие, можно заинтересовать простым шантажом "помогите сохранить суверенитет!". Тем более, что пока официально Беларусь не вышла из ряда интеграционных проектов с Россией и вряд ли выйдет.
В любом случае, попытаться, наверное, стоит. Да и время позволяет. 1 млрд. стабкредита не делают погоды. В тоже время, белорусская экономика может просуществовать в текущих институциональных и макроэкономических условиях еще какое-то время. Налоги и зарплату платить нужно, поэтому рано или поздно экспортеры начнут продать валютную выручку по 5 тыс. На помощь можно привлечь (пока он окончательно не разложился) репрессивно-контрольный аппарат, максимально затруднив жизнь серому рынку и сомнительным сделкам. Валютная выручка растет, ее должно хватать на оплату газа и еще чего-нибудь критичного. Крупные госпредприятия всегда найдут валюту, более того, следует помнить, что большая часть из них является экспортерами. Межбанковский рынок будет работать, хотя часть импортеров уйдет рынка просто в силу своего банкротства. Можно увеличить экспортную пошлину на калий (уже сделано), сделать обязательную продажу валютной выручки 40%...много чего можно сделать, как говорится, "не спешите нас хоронить".
Денег у населения почти не осталось, и вряд ли люди будут снимать рублевые депозиты, чтобы покупать холодильники по новым ценам. Еще чуть-чуть нервов и выдержки и 30% подорожание тарифов на газ и электроэнергию, и население начнет продавать валюту "на жизнь" (неважно, что не в банки, главное, что она будет в предложении). Скоро летний сезон – в страну традиционно приедут россияне или их дети (внуки), а значит, сильно увеличится предложение российских рублей и долларов. Не оставят в стороне своих родителей-пенсионеров и те, кто уехал из страны на заработки или ПМЖ. О том, что в стране "закончились деньги" свидетельствует стремительно дешевеющие автомобили на авторынке. Завтра на рынке появится по более низким ценам коммерческая и жилая недвижимость и прочие товары длительного пользования.
Для борьбы с паникой, т.е. снятием валютных депозитов, можно ввести временный административный запрет на досрочное снятие. Это полезная в условиях паники мера, она сработала в Украине, сработает и у нас. В худшем положении находятся крупнейшие госбанки – их тоже нужно продавать и оздоравливать, передавая плохие активы в Банк развития.
Ведь главное – выиграть время, чтобы расстаться с активами (а с ними все равно придется расстаться) по максимально выгодным условиям (иногда цена может быть ниже, но инвестор того стоить) и постепенно адаптировать экономику и население к предстоящим нелегким структурным реформам.
Таким образом, очередная миссия МВФ, которая будет работать в Минск с 1 по 13 июня, может быть многообещающей. Стратегически, если Фонд (основные страны-акционеры) согласится выделить нашей стране новый кредит, это будет очень выгодное для страны решение, какими бы не были его условия (более того, все их возможные условия – от негласных политических до формальных экономических – только на благо стране).
Только вот готовы ли страны Запада снова сесть за стол переговоров и искать компромиссы со страной, чья договороспособность столько раз была дискредитирована? Хочется надеяться, что да. Ведь в этом и состоит искусство политики.
Размеры и условия предоставления Россией макроэкономической стабилизационной помощи не устраивают президента. Есть смысл попытаться попросить-поговорить в другом месте. Тем более, что А. Кудрин сам предлагал туда обратиться.
Если такое решение будет иметь место, то оно может объясняться несколькими причинами. Есть надежда, что условия будут менее жесткими (по крайней мере, в части что, кому и за сколько продавать). Во-вторых, фонд заинтересован в возврате своих денег (пик выплат 2012-2014 гг.), а значит, договариваться с белорусским правительством все равно придется. Кроме того, несмотря на потепление российско-американских отношений, "великую шахматную доску" никто не отменял; никто на Западе не хочет видеть Беларусь в качестве "независимой" Абхазии.
Однако пройдет ли такой номер у белорусской стороны? Чтоб, в очередной раз, утром деньги – а вечером стулья?
Следует помнить, что самым большим количеством голосов в МВФ обладают: США – 17,8%; Германия – 5,99 %; Япония – 6,13 %; Великобритания – 4,95 %; Франция – 4,95 %; Саудовская Аравия – 3,22 %; Италия – 4,18 %; Россия – 2,74 %. Доля 15 стран участниц ЕС – 30,3 %, 29 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития имеют в совокупности 60,35 % голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84 % количества членов Фонда, приходится лишь 39,65 %.
Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, – "специальным большинством" (соответственно 70 или 85 % голосов стран-членов).
Таким образом, несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов.
Учитывая, текущее состояние белорусско-американских или белорусско-европейских отношений, для положительного решения МВФ о предоставлении Беларуси стабилизационного кредита, представляется, что наша страна должна чем-то удивить и обрадовать. Вряд ли МВФ, имеющего кучу других проблем и вызовов, а также ведущие мировые страны, за ним стоящие, можно заинтересовать простым шантажом "помогите сохранить суверенитет!". Тем более, что пока официально Беларусь не вышла из ряда интеграционных проектов с Россией и вряд ли выйдет.
В любом случае, попытаться, наверное, стоит. Да и время позволяет. 1 млрд. стабкредита не делают погоды. В тоже время, белорусская экономика может просуществовать в текущих институциональных и макроэкономических условиях еще какое-то время. Налоги и зарплату платить нужно, поэтому рано или поздно экспортеры начнут продать валютную выручку по 5 тыс. На помощь можно привлечь (пока он окончательно не разложился) репрессивно-контрольный аппарат, максимально затруднив жизнь серому рынку и сомнительным сделкам. Валютная выручка растет, ее должно хватать на оплату газа и еще чего-нибудь критичного. Крупные госпредприятия всегда найдут валюту, более того, следует помнить, что большая часть из них является экспортерами. Межбанковский рынок будет работать, хотя часть импортеров уйдет рынка просто в силу своего банкротства. Можно увеличить экспортную пошлину на калий (уже сделано), сделать обязательную продажу валютной выручки 40%...много чего можно сделать, как говорится, "не спешите нас хоронить".
Денег у населения почти не осталось, и вряд ли люди будут снимать рублевые депозиты, чтобы покупать холодильники по новым ценам. Еще чуть-чуть нервов и выдержки и 30% подорожание тарифов на газ и электроэнергию, и население начнет продавать валюту "на жизнь" (неважно, что не в банки, главное, что она будет в предложении). Скоро летний сезон – в страну традиционно приедут россияне или их дети (внуки), а значит, сильно увеличится предложение российских рублей и долларов. Не оставят в стороне своих родителей-пенсионеров и те, кто уехал из страны на заработки или ПМЖ. О том, что в стране "закончились деньги" свидетельствует стремительно дешевеющие автомобили на авторынке. Завтра на рынке появится по более низким ценам коммерческая и жилая недвижимость и прочие товары длительного пользования.
Для борьбы с паникой, т.е. снятием валютных депозитов, можно ввести временный административный запрет на досрочное снятие. Это полезная в условиях паники мера, она сработала в Украине, сработает и у нас. В худшем положении находятся крупнейшие госбанки – их тоже нужно продавать и оздоравливать, передавая плохие активы в Банк развития.
Ведь главное – выиграть время, чтобы расстаться с активами (а с ними все равно придется расстаться) по максимально выгодным условиям (иногда цена может быть ниже, но инвестор того стоить) и постепенно адаптировать экономику и население к предстоящим нелегким структурным реформам.
Таким образом, очередная миссия МВФ, которая будет работать в Минск с 1 по 13 июня, может быть многообещающей. Стратегически, если Фонд (основные страны-акционеры) согласится выделить нашей стране новый кредит, это будет очень выгодное для страны решение, какими бы не были его условия (более того, все их возможные условия – от негласных политических до формальных экономических – только на благо стране).
Только вот готовы ли страны Запада снова сесть за стол переговоров и искать компромиссы со страной, чья договороспособность столько раз была дискредитирована? Хочется надеяться, что да. Ведь в этом и состоит искусство политики.