Реальный сектор. Первый бой мы уже проиграли

Источник материала:  
30.05.2011 09:39 — Новости Экономики

Реальный сектор. Первый бой мы уже проиграли

  • Александр Обухович, TUT.BY

Реальный сектор. Первый бой мы уже проиграли
 
Партнёр рубрики
Вот и состоялся первый этап девальвации. Несмотря на временами яростное сопротивление и президента, и Нацбанка, неизбежное, в рамках проводимой Беларусью экономической политики, произошло. Несколько удивляет только масштаб девальвации. Говорят, попали с этим в книгу рекордов Гиннесса.

Как представляется, основной причиной столь высокого курса стала паника на валютных рынках и "набег" населения на обменные пункты. Но и паника, и "набег" были закономерной реакцией на дефицит валюты и затягивание с проведением той же девальвации и других необходимых мер по его преодолению. Свой вклад в панику внесло и знаменитое постановление №240/5. Проведи девальвацию на месяц-два раньше – и, возможно, удалось бы, на сегодняшнем этапе, ограничиться уровнем 25-30%. Г-н Дворкович, конечно, прав, когда говорит о том, что нынешняя девальвация является следствием популизма предвыборной кампании и выборов. Вот те, "с барского плеча" выплаченные, но не заработанные рубли зарплат, кредитов, пенсий и хлынули в обменники. Усугубляя и без того существовавший серьезный дефицит валюты.

Операция "подстава"

Но г-н Дворкович прав только частично. Страна жила не по средствам все годы независимости. Сначала незаработанное потребление поддерживала российская нефтегазовая подпитка, потом – кредитная накачка от МВФ. Так что снижение потребления (а потребление – не только зарплаты и пенсии, но и те же ледовые дворцы, и образование, и здравоохранение, и госаппарат) было неизбежно. Мы такой уровень не зарабатывали. Так что вопрос не в том, что пришлось идти на девальвацию. Вопрос в том, почему она была проведена в столь катастрофическом варианте?

С моей точки зрения, тут сказались действия российского руководства, которые, на языке нашего бизнеса, называются "подстава".

То, что положение в нашей экономике очень тяжелое, было ясно уже в прошлом году: дефицит в торговле товарами в 9,6 млрд долларов складывался не один день. К осени стало очевидно, что кредиты МВФ в экономике страны не работают, а проедаются текущим потреблением. Негативные тенденции в экономике нарастали и требовали непопулярных мер. Как минимум – резкого сокращения государственных расходов с параллельной интенсивной работой по модернизации экономики.

Однако политическое руководство страны приняло другое решение: в свете предстоящих выборов госрасходы были существенно увеличены. А тяжелая работа по модернизации экономики была оставлена на "после выборов". Благостная картинка Всебелорусского собрания заведомо не имела шансов на реализацию и служила только пропагандистским целям. И руководство страны это знало.

Такое решение, которое могло носить только краткосрочный, тактический характер, опиралось на ожидаемый российский кредит. Разговоры о нем шли с ноября. Каждый месяц сообщалось – вот-вот поступит. И всегда находились причины выделение кредита отложить. То о реформах заговорят, то – о продаже предприятий, то – об обеспечении под кредит. По форме – какие претензии? А по сути, учитывая авантюризм тактики нашего руководства (о которой Кремль не мог не знать) – просто "подстава".

А вот теперь Кремль заговорил по-другому. Ребром ставится вопрос об интеграции экономики Беларуси либо с экономикой России, либо с западной. Причем "либо" здесь только из вежливости: к интеграции с западной экономикой не только мы не готовы. Не готов и Запад, который барахтается в кризисе, долговых проблемах, последствиях арабских революций. Там точно сейчас не до Беларуси с ее непредсказуемым президентом. Так что момент атаки, по представлениям Кремля, выбран точно. Причем условия интеграции даже не обсуждаются, они диктуются. И пропагандистские заявления российских должностных лиц что Россия и на наши предприятия не покушается, и независимость нашу готова уважать – не более чем дымовая завеса. Еще как покушаются, и независимость готовы оставить разве что формальную. Причем уверены: могут и не просить. Сами все принесем.

А ведь и готовы принести. Некоторые из наших уже готовы поискать нового хозяина. Из Кремля. И уже российские аналитики предлагают решение проблемы неизбежной, по российскому сценарию, белорусской безработицы. Через предоставление белорусам рабочих мест на российских предприятиях. Пусть, мол, конкурируют там с китайцами и таджиками.

Вертикали - вертикалево

Что сделано – то уже сделано. Еще раз нашла подтверждение практикой некомпетентность и бездарность руководителей нашего правительства. Причем не только вертикали, но и директората. Как-то один из американских политиков в сердцах бросил, что В.В.Путин управляет Россией как большой корпорацией. Сказал с осуждением, считая, что, для управления страной, уровень должен быть повыше. А что уж нам говорить, когда продемонстрированный нам уровень руководства нашей страной тянет, разве что, на уровень управления средним колхозом. Но наше население до сих пор это устраивало. А теперь за это приходится платить. Так что все справедливо.

А что теперь можно сделать?

С моей точки зрения, главное сегодня – избежать повторения девальвации (неизбежной при нынешней системе управления) и сломать тенденцию к деградации нашей промышленности (чтобы иметь какие-то перспективы).

Уже ясно, что возможности заимствования для нашего государства весьма ограничены. И давить нас будут через эти кредиты, и, учитывая возможные сегодня дефолты не только нашей страны, будут опасаться давать. Особенно с учетом антибелорусской пропаганды и, на текущий момент, бездарной политики правительства. Обещания исправиться тут не помогут: кредиторы предпочитают анализировать факты, а не слова. А деньги очень нужны.

Вдохновляющим примером здесь может быть опыт Китая. В 1978 году государство перераспределяло там 46% ВВП. Как у нас сегодня. Но сегодня там – только 22%. Причем государство увеличило свои расходы почти в 6 раз. Доля его уменьшилась, поскольку вклад в ВВП частного сектора рос быстрее. Вот этот опыт частно-государственного партнерства (с поправкой, конечно, на особенности китайской специфики), и предстоит перенять. Тем более, что, если с кредитованием государства проблемы у нас будут только нарастать, кредитованию предприятий почти ничто не мешает. Были бы проекты и бизнес-планы.

Почти ничто, ибо, например, Всемирный банк уже отказывается кредитовать госпредприятия, поскольку не уверен в их самостоятельности. Как и в том, что выделенные кредитные ресурсы не будут использованы на непредусмотренные кредитным договором госнужды. Хотя и заявляет о готовности кредитовать в Беларуси частные предприятия. У других потенциальных кредиторов подходы приблизительно те же. Имидж нашего управления госпредприятиями настолько плохой, что серьезные ресурсы для модернизации нашей промышленности, при сохранении нынешней системы управления, получить очень проблематично. Разве что "развести" кого-то новенького, еще не знакомого с белорусскими реалиями. И то – маловероятно, поскольку все кредиторы сегодня общаются, и каждый новенький такого наслушается…

Для того, чтобы госпредприятия получили шанс вернуть свою кредитоспособность, необходимо полностью исключить возможность влияния на них представителей нашей "вертикали". Хватит. Уже накировались.

Можно привести и пример. Один из самых талантливых наших управленцев, Г.С.Телешук, принял брестскую "лампочку" в полулежачем состоянии. Да, сначала работники предприятия даже плакали, не совсем понимая, чего он от них хочет. Потом – стали расти зарплаты, начали теснить саранцев на российском рынке, пошло техперевооружение. Коллектив сплотился. Человек довольно грубый, он был производственник "от бога", производство чувствовал кожей, сам работал по 20 часов в сутки. Но – "задрался" по каким-то пустякам с брестским губернатором Долголевым. Тот полгода давил на министра промышленности. Добился – Телешука сняли. Поставили "своего хлопца". Теперь "лампочка" не только безнадежно отстала от Саранска (а была впереди!), но и внутренний рынок постепенно уступает из-за низкого качества своей продукции. А Телешука – выпихнули из страны, он немного поработал в России. Недавно умер. Инфаркт.

А сколько крови "выпила" "вертикаль" у Р.Готовко, только на своем энтузиазме создавшего "Лидагропроммаш"! И таких примеров некомпетентного, вздорного вмешательства "вертикали" - масса. Особенно на периферии.

Вертикали – вертикалево. Пусть занимаются обеспечением детских садов, ЖКХ, стройками, идеологией. На предприятиях им делать нечего. Разве что на малых предприятиях, созданных при их участии.

Свои предложения по организации управления госсектором в принципиальных моментах я уже излагал. Более детальная проработка возможна только на базе утвержденной промышленной политики. Но разработка даже проекта такого объемного документа мне в одиночку не по силам. А больше никому в стране это, похоже, и не надо.

Тем не менее, я уверен, что жизнь потребует принятия решений даже от нашей "вертикали". Боюсь только, что их решением будет капитуляция перед Россией. Чубайс, когда рекламировал свой план приватизации в России, одну из своих статей озаглавил: "И взятка, и компромисс". Имея ввиду взятку директорам и компромисс с директорами. Боюсь, что россияне сумеют найти вариант взятки и компромисса и с нашими директорами, и с нашими "вертикальщиками".

Партнер рубрики:

FOREX CLUB - брокер для частных инвесторов с 1997 года!


 
←Кредитный рейтинг Беларуси снова понижен

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика