Нефть из Казахстана: выгодный проект или новая авантюра?
Беларусь пробует втянуться в еще один нефтяной проект, на этот раз с Казахстаном. О заинтересованности в поставках в Беларусь казахстанской нефти и ее переработке на наших НПЗ Александр Лукашенко заявил по итогам встречи с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Эксперты, положительно оценивая очередную попытку Беларуси диверсифицировать поставки нефти, полагают, что результативность нового проекта будет зависеть от желания или нежелания России ставить палки в колеса.
Интерес Беларуси к созданию нефтяного альянса с Казахстаном понятен, также как и намерения максимально выгодно воспользоваться этой возможностью. По подтвержденным запасам нефти — более 5 млрд. тонн, Казахстан входит в число 15 ведущих страна. При этом на территории Казахстана расположено крупнейшее в мире (среди всех открытых за последние три десятка лет) нефтегазовое месторождение — Кашаган, запасы нефти которого оцениваются в 10,5 млрд. тонн.
По расчетам экспертов, к 2015 году благодаря разработке этого месторождения нефтедобыча Казахстана увеличится в три раза. В ближайшие годы страна намерена войти в топ-5 мировых нефтедобытчиков.
По данным Министерства нефти и газа Казахстана, в 2010 году в стране было добыто около 80 млн. тонн нефти и газового конденсата. В январе-апреле 2011 года в Казахстане было добыто 22,755 млн. тонн нефти (на 3% больше соответствующего периода 2010 года), в том числе 5,6 млн. тонн — в апреле.
Наращивая добычу нефти, Казахстан параллельно увеличивает ее экспорт, который за первый квартал 2011 года вырос почти на 2% — до 16,7 млн. тонн. Поставки нефти из Казахстана осуществляются, в частности, в Италию (26,7% от общего объема экспорта), Китай (14,0%), Нидерланды (11,2%), Австрию (6%).
Как считает председатель правления фонда «Самрук-Казына», председатель ассоциации Kazenergy Тимур Кулибаев, «реализация даже только большей части существующих трубопроводных проектов в нефтяной сфере выведет нашу страну в первую пятерку мировых экспортеров нефти», цитирует его пресс-служба ассоциации.
Естественно, Беларусь не хочет упускать возможность попасть в число импортеров казахстанской нефти. Тем более ситуация обязывает. Казахстан — партнер по Таможенному союзу и создаваемому Единому экономическому пространству, а значит, есть большие шансы договориться и отработать канал поставок исходя из взаимных интересов. Несомненное преимущество — возможность в рамках Таможенного союза покупать нефть без уплаты пошлины.
Аналитик по вопросам нефти и газа голландского банка ING Groep (Лондон) Игорь Куринный не видит проблем с покупкой казахстанской нефти, но отмечает сложности ее транспортировки в Беларусь.
«В Казахстане есть несколько консорциумов, которые добывают нефть, и в принципе свободны в выборе, кому эту нефть продавать. Поэтому Беларуси можно налаживать сотрудничество и с компаниями, и с правительством страны. Но если с покупкой нефти проблем нет, то возникает вопрос непосредственно с ее транспортировкой. Строить трубу — нереально. Значит, придется импортировать нефть через территорию России: либо по железной дороге, либо по трубе компании «Транснефть». Естественно, расходы по транспортировке по железной дороге несомненно выше, чем по трубе. Но согласиться ли «Транснефть» выделить квоту на объемы транзита? Так что в любом случае с Россией придется договариваться. И если она не будет ставить палки в колеса, Беларусь сможет получать казахстанскую нефть».
Эксперт в сфере энергетики Татьяна Манёнок, оценивая перспективы нефтяного проекта с Казахстаном, считает, что лучше иметь альтернативный канал поставок, чем не иметь вообще.
«Если казахские партнеры заинтересованы в переработке нефти в Беларуси и видят в этом выгоду, то почему бы им не перерабатывать нефть на давальческих условиях на белорусских НПЗ? Но возникает вопрос, как это согласуется со вторым партнером, который давно работает с Беларусью и тоже заинтересован в этом рынке? Кроме того, существуют определенные процедуры в рамках Таможенного союза, есть нефтяные соглашения с Россией».
Председатель концерна «Белнефтехим» Игорь Жилин подтвердил: действительно возможны проблемы с переработкой казахстанской нефти из-за действующих договоренностей с Россией.
«Мы сегодня не можем перерабатывать казахстанскую нефть, потому что у нас есть договоренность с Россией по этому году по премии. Речь идет о том, что со всех вывозимых переработанных в Беларуси нефтепродуктов, если даже они реализуются в Казахстан, мы должны вернуть России вывозные пошлины», — цитирует Жилина БЕЛТА.
По словам главы «Белнефтехима», этот вопрос сейчас регулируют Казахстан и Россия: «Они должны отрегулировать, и наше движение начнется. Уже сегодня мы могли бы что-то делать».
Но самое главное препятствие для поставок нефти из Казахстана в Беларусь — это отсутствие единой транспортной политики в Таможенном союзе. Речь идет о равном доступе к магистралям, нефтепроводам, равных для всех тарифах.
«В течение двух-трех лет вы (Казахстан. — ред.) произведете в два раза больше нефти, а куда девать. Трубы же есть через Россию, но квоты Россия установила — 2-3 млн. тонн прокачки, не знаю, сколько сейчас. А мы можем переработать 22 млн. тонн», — обозначил проблему Александр Лукашенко, подчеркнув необходимость снятия всех искусственных препятствий при поставках нефти и нефтепродуктов.
Ожидается, что в ближайшие месяцы Россия подготовит предложения по равному доступу к транспортным системам.
Белорусская сторона полагает, что при определенном раскладе нам будет даже выгоднее покупать казахстанскую нефть, а не российскую. Только сомнительно, что Россия в охотку пойдет на создание для Беларуси таких условий.
Беларусь может попробовать подойти к вопросу импорта нефти из Казахстана и с другой стороны, считает Игорь Куринный.
«Можно сотрудничать с Казахстаном в разработке месторождений и добыче нефти, купив, например, долю в каком-то проекте. Но есть один существенный минус: войти в нефтяные проекты в Казахстане не так просто. Они супердорогие и технологически сложные. К примеру, проект по Кашагану стоит около 130 млрд. долларов. И такие проекты реализуются международными нефтяными компаниями».
Андрей КОЖЕМЯКИН