Пирамидальное расстройство
23.05.2011
—
Новости Экономики
«Строитель» самой известной в 1990-е гг. в России финансовой пирамиды МММ Сергей Мавроди предложил белорусскому президенту связать лишнюю рублевую массу республики и тем самым остановить инфляцию и девальвацию. Воспроизведение частной финансовой пирамиды в Беларуси, где подобные денежно-архитектурные проекты имеет право строить только государство, едва ли будет одобрено высшим руководством из соображений ненужной конкуренции.
Объятая валютным кризисом Беларусь с рушащейся социалистической моделью идеально подходит для мошенников. Белорусы потеряли веру в наличные рубли, банковские депозиты, государство и все его институты. Стабильное доверие только к надежным инструментам сбережения - золоту, долларам и евро. А еще - вера в чудо. Именно его обещает появившийся в ситуации, когда купить недвижимость многим не по карману, а выводить капитал и вкладывать его в ценные бумаги в России или ЕС страшно, Сергей Мавроди. И люди расценивают заработок в 5-10% в месяц на бумагах белорусского МММ не как мошенничество, а как продукт гениального ума талантливого менеджера.
Если бы Сергея Мавроди поддержали на госуровне и разрешили ему через все отделения «Беларусбанка» продавать свои МММ-ки, если бы эти схемы освятил своими решениями Нацбанк и белорусское телевидение начало крутить рекламу уникальных ценных бумаг, то спрос действительно был бы высоким. И первое время рублевую массу удалось бы связать, спрос на доллар снизить и спокойно рапортовать о чудесном свойстве МММ. Но, как во всяком цирковом фокусе, самое интересное наступает в развязке - что делать с полученными рублями Мавроди? Очевидно, что купить акции белорусских предприятий, много земли, лесов и озер или вложить рубли в гособлигации, скажем, под 30-50% годовых, ему бы не дали. Поэтому Мавроди, как бывалый менеджер, наверняка перевел бы большую часть доверенных белорусами рублей в твердую валюту, предусмотрительно переехал в страну, откуда депортация в Беларусь была бы маловероятной, и объявил о банкротстве белорусского МММ.
После этого он обвинил бы во всем белорусскую власть. Но Мавроди с его безумной идеей в Беларусь не впустят - у нас государство, коллективный белорусский мавроди, само строит финансовую пирамиду. Стройка подходит к концу, и ее результат будет более печальным, чем банкротство МММ.
В СОСТОЯНИИ ПЕРЕГРЕВА
Государство выстраивает финансовую пирамиду при помощи бюджета, госбанков и самого населения. В эту игру играют все, и на определенном этапе проигравших не было, правда, выигрыши делились по-разному. И вот мы в финале: инсайдеры выходят из игры с большой прибылью, а остальным достаются долги и разбитые надежды.
Власть даже не пытается скрыть перегрев экономики. За январь-апрель 2011г. рост ВВП побил все рекорды, составив 12,3%. При этом власти использовали дефлятор (для перевода номинальных величин в реальный, с учетом роста цен) в размере 118,5%, в результате чего получился прекрасный ВВП. Индекс потребительских цен (ИПЦ) за первые четыре месяца 2011г. составил 10,9% - это больше годового плана, но гораздо меньше реального роста цен в рознице. В новой курсовой реальности цены на многие товары удвоились. ИПЦ это пока не уловил, поэтому рост реального ВВП бьет все рекорды, что на фоне стопора деловой активности не только частного, но и госсектора, выглядит кощунственно.
Правительство делает вид, что горячая фаза в строительстве финансовой пирамиды не наступила и что самой пирамиды нет. Поэтому, игнорируя курсовую реальность, за январь-апрель 2011г. объем инвестиций в основной капитал увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010г. на 23,4%, до Br16,9 трлн. Здесь вина не только правительства, но и госпредприятий с банками, которые, работая по курсу $1/Br3050 и при годовой инфляции до 10%, продолжали исправно выполнять годовой план, не понимая, что рубят сук, на котором сидят. Нацбанк, вопреки быстро растущему дефициту платежного и торгового балансов, увеличивает рублевую денежную массу.
СПРАВКА «БелГазеты».За четыре месяца т.г. показатель М3 (широкая денежная масса) вырос на 5,8% (+4,2% в апреле после сокращения на 2,6% в марте). Резко увеличилось количество наличных денег в обращении: на 1 мая их объем (показатель М0) за апрель вырос на 21,3%, а за четыре месяца - на 23,5%. Рублевая денежная масса (М2) за январь-апрель выросла на 15,6%, в т.ч. в апреле на 13,8%. Сокращаются срочные рублевые и валютные депозиты физлиц (за четыре месяца на 0,6% и на 3,3% соответственно). Нацбанк, для сохранения устойчивости государственной финансовой пирамиды, рассчитывал на прирост депозитов физлиц на Br6,2-7,2 трлн., а юридических - на Br3,8-4,4 трлн. За I квартал существенно увеличились долги (Br64,7 трлн. кредиторской задолженности, или + 37,1% по сравнению с 1.04.2010г., +11,9% с начала года, в т.ч. за март на 10,1%; Br55,7 трлн. дебиторской +30,9% за год, +12,7% с начала года, в т.ч. +8,5% за март).
Резко ухудшилась финансовая ситуация предприятий: упала платежная дисциплина, выросли внешние обязательства, замораживались или расторгались договора. Должники и заемщики не платят по рублевым долгам - инфляция каждый месяц их обесценивает. «Зависли» коммерческие организации, которые отгрузили товар с определенным сроком оплаты, особенно в адрес госпредприятий. Уже могут считать себя банкротами те, кто обеспечивал свой товарооборот за счет валютных кредитов. Пошатнулось финансовое состояние банков, которые не могут получить свой заемный капитал от предприятий и найти новых желающих взять кредиты.
ВЫХОД ИЗ ПИРАМИДЫ
Только на бумаге расшивка долгов выглядит упорядоченной формальной процедурой. В реальной жизни она приведет к банкротству тысяч, в первую очередь, частных коммерческих организаций. Рост безработицы гарантирован. Будут наказаны добросовестные участники рынка, поверившие Совмину и Нацбанку и не заложившие валютные и инфляционные риски в свои бизнес-планы, цены и условия торговли.
Правительство не просто так цепляется за множественность курса - это способ снижения издержек выхода из созданной чиновниками финансовой пирамиды и способ купить валюту на обслуживание долгов и возврат кредитов. Одно дело, когда на отдачу $6 млрд. кредита надо Br19 трлн. ($1/Br3155), и совсем другое, если Br27 трлн. Поэтому белорусские власти решили «соскочить» с финансовой пирамиды, перенеся всю тяжесть долгов и более высоких цен на частный бизнес, предпринимателей и население.
Участвует в этом и Минфин, ведь до сих пор не пересмотрен бюджет, не сокращены убыточные и разогревающие экономику госпрограммы. Продолжают расти стройки, хотя сами строительные компании в ужасе от необходимости резкого повышения рублевых цен, потери платежеспособных клиентов и замораживания объектов незавершенного строительства. Им тоже грозит банкротство, а банки, которые кредитуют строительный бум, получат на свои балансы сотни малоликвидных незаконченных строек.