Бег с препятствиями, или Как выжить малому бизнесу
17.05.2011 15:24
—
Новости Экономики
Валютный кризис продолжает выбивать почву из-под ног у малых предприятий. Найти недостающую валюту частному бизнесу помогло бы увеличение экспортных поставок, однако государство настроило слишком много барьеров, мешающих малому бизнесу самостоятельно зарабатывать валюту.
За прошлый год, по данным Белстат, малый бизнес поставил на экспорт товаров на 9,8 млрд. долларов или на 35% больше, чем в 2009 году. Более 75% объема экспорта организаций малого бизнеса обеспечили внешнеторговые операции с семью странами: Нидерландами (26% общего объема экспорта малого бизнеса), Украиной (16%), Россией (10%), Великобританией (10%), Бразилией (7%), Польшей (5%), Индией (3%).
Экспортный ассортимент предприятий малого бизнеса выглядит скупо. На внешние рынки поставлялись в прошлом году строительные изделия, холодильное и морозильное оборудование, изделия из цемента и бетона, мебель. Большую долю в общем объема экспорта занимают продукты питания. Так, молока и сливок в 2010 году было поставлено на 74,3 млн. долларов, свинины — на 21,3 млн. долларов, сыров и творога — на 12,8 млн. долларов.
По признанию самих бизнесменов, их экспортный потенциал намного шире и объемы полученной валютной выручки могли быть в разы больше. Это помогло бы менее болезненно пережить валютный кризис. Однако экспортная инициатива бизнеса сдерживается рядом негативных факторов, пишут Белорусские новости.
Главным препятствием для наращивания экспорта малый бизнес называет существующий механизм уплаты НДС по стране назначения и подтверждения этой уплаты. Процедура, которую сегодня выполняет нерезидент, занимает два-три месяца. Но в случае неподтверждения факта уплаты НДС в установленный срок проблемы возникают уже у белорусского экспортера: именно с него списывается сумма НДС в размере 20% от контрактной стоимости.
«Этот механизм не стимулирует заниматься экспортом», — подчеркивает председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин.
Выходом из ситуации, по мнению А.Калинина, может стать увеличение границы применения упрощенной системы налогообложения без уплаты НДС.
«В России упрощенный режим налогообложения действует для предприятия с численностью до 100 человек с объемом годовой выручки 60 млн. российских рублей. А у нас численность ограничена 15 работниками, а объем годовой выручки — 1 млрд. 177 млн. рублей. Если 60 млн. российских рублей пересчитать по нынешнему курсу на межбанке, где за 1 российский рубль просят 200 белорусских рублей, то получим 12 млрд. белорусских рублей годовой выручки. На таком увеличении границы мы и настаиваем. Это, кстати, предусмотрено и директивой № 4», - отмечает он.
Эксперт подчеркивает, что малому бизнесу недостает ресурсов для создания товаропроводящих сетей, например, в той же России: «Это может позволить себе крупный и, частично, средний бизнес. В отношении малого бизнеса нулевая ставка НДС не работает, а грузить товар на Россию с 20% НДС, включенным в цену, экономически невыгодно».
Но финансовые власти не хотят расширять границы применения упрощенной системы налогообложения. Более того, хотят оставить все как есть. Правда, по информации Naviny.by, представители бизнес-сообщества все же убедили налоговые органы пересмотреть свою позицию. Предварительно стороны сошлись на том, что годовой объем выручки для применения «упрощенки» будет увеличен с 1 до 4 млрд. рублей. «Но как оно будет дальше, никто не знает», — заявляют бизнесмены.
Самостоятельно зарабатывать валюту бизнесу также мешает ограниченный доступ негосударственного сектора к отечественной продукции для продажи за рубеж.
«Сейчас введены жесткие ограничения по отпуску белорусской продукции частникам за рубли. Если сравнивать ситуацию, которая была три месяца назад и сейчас, то возможности для экспорта для малого бизнеса сократились в разы», — признался один из предпринимателей.
Малый бизнес, между тем, мог бы не только помочь государству наращивать экспорт товаров, зарабатывая валюту, но и увеличивать экспорт услуг, опять же с прицелом на валютные доходы.
При этом бизнес нуждается не только в финансовой помощи со стороны государства (хорошо хоть с получением льготных кредитов пока нет сложностей), но и в упрощении условий для работы. В частности, это касается налогового регулирования.
Для этого предлагается снизить налоги при применении упрощенной системы налогообложения без уплаты НДС с 8% от выручки до 5% (как в малых городах), а при применении упрощенной системы налогообложения с уплатой НДС — до 3% от выручки. При этом ставку НДС установить на уровне 10% на все виды услуг.
Минский столичный союз предпринимателей и работодателей (МССПиР) уже направил в адрес правительства свои предложения по данному вопросу.
Экспортный ассортимент предприятий малого бизнеса выглядит скупо. На внешние рынки поставлялись в прошлом году строительные изделия, холодильное и морозильное оборудование, изделия из цемента и бетона, мебель. Большую долю в общем объема экспорта занимают продукты питания. Так, молока и сливок в 2010 году было поставлено на 74,3 млн. долларов, свинины — на 21,3 млн. долларов, сыров и творога — на 12,8 млн. долларов.
По признанию самих бизнесменов, их экспортный потенциал намного шире и объемы полученной валютной выручки могли быть в разы больше. Это помогло бы менее болезненно пережить валютный кризис. Однако экспортная инициатива бизнеса сдерживается рядом негативных факторов, пишут Белорусские новости.
Главным препятствием для наращивания экспорта малый бизнес называет существующий механизм уплаты НДС по стране назначения и подтверждения этой уплаты. Процедура, которую сегодня выполняет нерезидент, занимает два-три месяца. Но в случае неподтверждения факта уплаты НДС в установленный срок проблемы возникают уже у белорусского экспортера: именно с него списывается сумма НДС в размере 20% от контрактной стоимости.
«Этот механизм не стимулирует заниматься экспортом», — подчеркивает председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин.
Выходом из ситуации, по мнению А.Калинина, может стать увеличение границы применения упрощенной системы налогообложения без уплаты НДС.
«В России упрощенный режим налогообложения действует для предприятия с численностью до 100 человек с объемом годовой выручки 60 млн. российских рублей. А у нас численность ограничена 15 работниками, а объем годовой выручки — 1 млрд. 177 млн. рублей. Если 60 млн. российских рублей пересчитать по нынешнему курсу на межбанке, где за 1 российский рубль просят 200 белорусских рублей, то получим 12 млрд. белорусских рублей годовой выручки. На таком увеличении границы мы и настаиваем. Это, кстати, предусмотрено и директивой № 4», - отмечает он.
Эксперт подчеркивает, что малому бизнесу недостает ресурсов для создания товаропроводящих сетей, например, в той же России: «Это может позволить себе крупный и, частично, средний бизнес. В отношении малого бизнеса нулевая ставка НДС не работает, а грузить товар на Россию с 20% НДС, включенным в цену, экономически невыгодно».
Но финансовые власти не хотят расширять границы применения упрощенной системы налогообложения. Более того, хотят оставить все как есть. Правда, по информации Naviny.by, представители бизнес-сообщества все же убедили налоговые органы пересмотреть свою позицию. Предварительно стороны сошлись на том, что годовой объем выручки для применения «упрощенки» будет увеличен с 1 до 4 млрд. рублей. «Но как оно будет дальше, никто не знает», — заявляют бизнесмены.
Самостоятельно зарабатывать валюту бизнесу также мешает ограниченный доступ негосударственного сектора к отечественной продукции для продажи за рубеж.
«Сейчас введены жесткие ограничения по отпуску белорусской продукции частникам за рубли. Если сравнивать ситуацию, которая была три месяца назад и сейчас, то возможности для экспорта для малого бизнеса сократились в разы», — признался один из предпринимателей.
Малый бизнес, между тем, мог бы не только помочь государству наращивать экспорт товаров, зарабатывая валюту, но и увеличивать экспорт услуг, опять же с прицелом на валютные доходы.
При этом бизнес нуждается не только в финансовой помощи со стороны государства (хорошо хоть с получением льготных кредитов пока нет сложностей), но и в упрощении условий для работы. В частности, это касается налогового регулирования.
Для этого предлагается снизить налоги при применении упрощенной системы налогообложения без уплаты НДС с 8% от выручки до 5% (как в малых городах), а при применении упрощенной системы налогообложения с уплатой НДС — до 3% от выручки. При этом ставку НДС установить на уровне 10% на все виды услуг.
Минский столичный союз предпринимателей и работодателей (МССПиР) уже направил в адрес правительства свои предложения по данному вопросу.