Не сеткой единой

Источник материала:  


С 1 июня применение Единой тарифной сетки (ЕТС) наконец действительно перестанет быть обязательным для коммерческих организаций.

Принудительное применение ЕТС настолько сковывало действия нанимателей, что в рамках проводимой в стране либерализации его изменяли, смягчали и даже «отменяли» неоднократно. Каждое изменение считалось решительным шагом на пути к свободе нанимателей.

Согласно официальным комментариям, применение ЕТС для ряда организаций стало носить «рекомендательный характер» с 1 июня 2010г. (постановление Минтруда N60 от 26.04.2010г.). Впрочем, очевидно, что если обязательность применения ЕТС в 2002г. была установлена президентом, то отменить ее Минтруда никак не могло. Именно поэтому пункт об отмене обязательности ЕТС сначала появился в директиве N4 и наконец был реализован в указе N181 от 10.05.2011г.

Судя по названию указа N181, отмена ЕТС - это «совершенствование» регулирования в сфере оплаты труда: т.е. отмененные этим указом нормы (введенные девять лет назад) регулирования сферы оплаты труда, похоже, не улучшали.

Платить работнику сколько хочешь, рассчитывать зарплату удобным способом и относить все на затраты - вот то, что нужно нанимателям. В связи с тем что указ N181 не только отменяет ЕТС, но и ограничивает действия единого норматива стимулирующих выплат (80% от тарифной части зарплаты), все наниматели (кроме монополистов) смогут платить премии без каких-либо ограничений.

Несмотря на однозначную нужность и полезность принятых норм, нельзя не упомянуть о ложке дегтя, добавленной в нормы указа N181. С т.з. нормотворческой техники идеально составлен пункт «Признать утратившими силу». По остальным положениям возникают вопросы.

Например, указом установлено, что «коммерческие организации и индивидуальные предприниматели при введении новых условий оплаты труда работников, в том числе без применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, обязаны обеспечить недопущение снижения размеров заработной платы работников на момент их введения». Эта норма может нивелировать оздоровительный эффект указа. Учитывая, что после многочисленных изменений, проблем с повышением зарплаты для отдельных работников у нанимателей уже давно нет (возможность четырехкратного увеличения тарифной части и выплаты премий в любом размере в пределах «единого норматива» позволили об этом не волноваться), проблемы у нанимателей могли быть только с «переоцененными», исходя из ЕТС, работниками, понижать зарплату которым все равно нельзя.

Однако самое удивительное в другом. Если внимательно прочитать приведенную выше норму, то ею вводится запрет на уменьшение размера зарплаты при введении любых новых условий оплаты труда работников (в т.ч. если новые условия оплаты труда вводятся на основании ЕТС). Возможность снижения зарплаты по организационным, производственным, экономическим причинам предусмотрена ст.32 Трудового кодекса и проводится по процедуре изменения существенных условий труда. Учитывая, что указ N181 имеет большую юридическую силу, чем Трудовой кодекс, не означает ли это, что в кризисной ситуации наниматели потеряли возможность пользоваться этим инструментом? На первый взгляд выглядит, что да, однако можно надеяться, что в официальных комментариях будет предложен более «правильный», хотя и не буквальный, вариант толкования данного правила.

Не менее интригующе выглядит и норма, обязывающая нанимателей проводить «установление гибких условий оплаты труда, направленных на усиление материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда и максимально учитывающих сложность выполняемых работ, уровень квалификации, эффективность, качество и условия труда, а также вклад каждого работника в общие результаты деятельности, его предприимчивость, творческий подход». Звучит замечательно! Но кто и каким образом будет контролировать соблюдение этой «обязанности», и не придется ли нанимателям при разработке положений об оплате труда проводить работу, сравнимую с той, которую все эти годы ведет НИИ труда?

В итоге снова может получиться так, что многие наниматели решат сохранить ЕТС. Единая тарифная сетка становится необязательной, но куда плыть без нее - не совсем понятно. Примечательно, что в п.2.2 указа речь идет о свободной возможности повышения тарифных ставок и должностных окладов, т.е. тех составляющих зарплаты, которые образуются при применении тарифной системы. Впрочем, и здесь свобода сформулирована с оговорками - повышение допускается «в зависимости от эффективности хозяйствования и в пределах имеющихся финансовых возможностей, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь».

Впрочем, наниматели все равно могут порадоваться самому факту отмены концепции, которая все девять лет своего существования требовала затрат человеческих ресурсов и не приносила (как выяснилось) никакой отдачи. Это все-таки победа. Правда, новость об этой победе была воспринята нанимателями довольно спокойно: сегодня среди проблем, заботящих бизнес, ЕТС занимает далеко не первое место.
←Выход Петра Прокоповича на работу ситуации с валютой не изменит

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика