McDonalds и "Евросеть" отказываются от претензий к белорусской оппозиции
В расправе над лидерами белорусской оппозиции неожиданным образом поучаствовали зарубежные компании. Две узнаваемые корпорации — «Макдоналдс» и «Евросеть» оказались главными потерпевшими от «преступных действий» семи экс-кандидатов, находящихся сегодня под уголовным судом. От имени компаний прокуратура республики обвиняет их в срыве рабочего дня и причинении вреда в виде упущенной выгоды, пишет "Новая газета".
Напомним, что основное обвинение прокуратуры сводится к организации экс-кандидатами массовых беспорядков и попытке захвата резиденции Лукашенко. Под беспорядками нынешние власти республики подразумевают 35-тысячную демонстрацию жителей Минска против фальсификации президентских выборов 19 декабря. А попыткой захвата резиденции Лукашенко называют битье стекол в здании неизвестными лицами бойцовской внешности.
Самое суровое наказание грозит экс-кандидату Андрею Санникову — до 15 лет лишения свободы («организация беспорядков», ч. 2 ст. 293 УК РБ). Его жена и наш собкор в Минске Ирина Халип, а также экс-кандидаты Владимир Некляев, Дмитрий Усс, Виталий Рымашевский и Николай Статкевич проходят по ч. 1 ст. 342 («организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них»). Наказание по ней — до 3 лет.
Как говорится в предъявленных всем им обвинениях, именно из-за многотысячной демонстрации в центре города «Макдоналдс» и «Евросеть» вынужденно закрылись и недополучили выгоду. Вот как формулирует обвинение, в частности, экс-кандидатам Уссу и Статкевичу начальник следственного отдела ГУВД Минска подполковник Сукало А.Н.: «…Посредством аппаратуры для усиления речи сообщили гражданам заведомо ложные сведения о якобы проведенном в день выборов исследовании результатов выборов (т.н. экзит-пулл) и нелигитимности действующей власти и призвали предпринять активные действия, направленные на силовой захват зданий органов власти РБ, нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений и организаций. После чего возглавили бесчинствующую толпу, состоящую из нескольких тысяч, объединившихся в единую разрушительную силу <…>».
Как настаивает Сукало, а вслед за ним и прокуратура, «преступные действия кандидатов привели к вынужденному закрытию» салона «Евросети» на час раньше обычного времени. А ресторана «Макдоналдс» — на три часа сорок пять минут. Из-за чего ресторан недополучил 8,4 млн белорусских рублей (84 тыс. российских руб.).
Надо сказать, один и тот же текст обвинения, подготовленный Сукало, зачитывался на всех без исключения судах над кандидатами. Менялись в тексте лишь названия статей и имена фигурантов.
Например, на суде по делу Андрея Санникова гособвинитель Антон Загоровский сообщил, что сумму ущерба «Макдоналдс» подсчитал сам и направил соответствующие бумаги в прокуратуру. И уже прокуратура будет от имени компании выставлять обвиняемым счета. Но спустя некоторое время с уточнениями для «Новой газеты» выступил представитель «Макдоналдс-Беларусь» Артур Юран и заявил, что никаких финансовых претензий к экс-кандидатам корпорация не имеет. При этом Юран не стал отвечать на наш вопрос, зачем тогда понадобилось направлять некие бумаги следователям. Отказался он и пересказывать их содержание.
Расплывчато комментирует свое участие в деле и «Евросеть». Компания также отказалась от претензий, высказанных обвинением. Но перед этим отправила в суд своего представителя, чтобы тот свидетельствовал о закрытии из-за демонстрации торговой точки.
По Минску поползли слухи, что на «Макдоналдс» и «Евросеть» давят власти Белоруссии, чтобы те более категорично высказались против обвиняемых. И якобы намекают на проблемы с бизнесом. А такая постановка вопроса загоняет публичные компании, держащиеся демонстративно вне политики, в тупик.
Мы попросили обе корпорации (их центральные офисы) обозначить свою позицию в связи со скандальной историей и ответить нам на простые вопросы:
— Действительно ли компании заявляли в прокуратуру свои претензии в адрес экс-кандидатов в президенты, или прокуратура действовала по своему усмотрению? В том числе используя для политических преследований названия именитых брендов?
— И во сколько компании оценивают потенциальный репутационный ущерб, нанесенный участием в грязной истории?
Вот ответы, которые полностью опровергают формулировки обвинения.
Прямая речь
Джорджина Мидлтон, пресс-секретарь McDonalds Europe, Лондон:
— В день выборов, 19 декабря 2010 года, в непосредственной близости от нашего ресторана на проспекте Независимости наблюдалось большое скопление людей. Охрана и руководство ресторана были обеспокоены безопасностью как наших клиентов, так и персонала. И было принято решение закрыть заведение раньше времени. Мы предоставили соответствующую информацию в ответ на официальный запрос властей.
В связи со всем вышеперечисленным мы не имеем никаких претензий о возмещении ущерба к кому-либо. Вместе с тем возможные суммы наших потерь являются коммерческой тайной.
Ульяна Смольская, пресс-секретарь группы компаний «Евросеть», Москва:
— Речь идет о работе торгового центра, который в связи с демонстрацией был временно закрыт и в котором расположен салон компании. Представитель «Евросети» был вызван на заседание суда в качестве свидетеля, где подтвердил, что претензий к кому-либо у нашей компании нет, как и ущерба.