Мелкий бизнес в Беларуси более приспособлен к выживанию

Источник материала:  
11.05.2011 18:37 — Новости Экономики

Мелкий бизнес в Беларуси более приспособлен к выживанию


Валютный кризис в Беларуси стал очередным экзаменом на выживание для белорусского бизнеса. Наибольшую живучесть пока демонстрируют индивидуальные предприниматели, хотя и они заявляют о неуверенности в завтрашнем дне.

Индивидуальные предприниматели, в отличие от представителей среднего и крупного бизнеса, пока демонстрируют наибольшую непотопляемость в волнах валютного кризиса, захлестнувшего Беларусь. Однако мелкие рыночные торговцы также заявляют о спаде продаж и неуверенности в завтрашнем дне.

Запас живучести

Валютный кризис больно ударил по всем сегментам белорусского частного бизнеса. Однако, как уверяет председатель республиканского общественного объединения предпринимателей "Перспектива" Анатолий Шумченко, мелкие коммерсанты, торгующие на рынках и в торговых павильонах, оказались наиболее подготовлены к такому удару.

Витрина торговой палатки на рынке в Минске Малкий бизнес в Беларуси пережил уже не один валютный кризис Ведь 600 тысяч человек, отправленных, по данным министра статистики Беларуси Владимира Зиновского в вынужденные отпуска – это, полагает Шумченко, люди, работавшие в сегментах среднего и крупного бизнеса. "Малый торговый бизнес не уволил ни одного человека. Все торговые центры и рынки работают", - заверил председатель "Перспективы".

Такая "живучесть" индивидуальных предпринимателей, на взгляд Анатолия Шумченко, объясняется тем, что они трудолюбивы, мобильны, имеют резервы, а объемы продаж у них меньше, чем у фирм.

Чем больше бизнес, тем больше проблем

Индивидуальный предприниматель Виктор, торгующий на минском рынке "Динамо", согласен, что в отличие от мелкой розничной торговли, малые и средние фирмы, продукция которых продается за белорусские рубли, сейчас столкнулись с большими трудностями.

Как он объясняет причины чужих проблем, безналичный расчет с поставщиками товара происходит в течение месяца, но за это время курс белорусского рубля падает, как и рентабельность бизнеса. В таких условиях, по словам Виктора, таким фирмам-производителям живется сложнее, чем мелким предпринимателям, которые покупают и продают товар за наличный расчет .

Торговые ряды на продовольственном рынке в Минске Белорусский картофель вытесняется импортным, купленным за валюту К примеру, он сам привез на продажу пять коробок товара. Если даже сразу этот товар не продастся, то предприниматель потеряет относительно немного. А малые и средние фирмы накануне валютного кризиса возили товар и цистернами, и фургонами, теперь им трудно осуществить быстрый оборот денег и купить валюту по официальному курсу, поэтому они несут немалые убытки, говорит Виктор.

Особенности национальной градации

Руководитель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин также отмечает, что незначительность проблем присуща лишь для мелких коммерсантов, занимающихся мелкорозничной торговлей. Зато "нечелночному" бизнесу, по словам Балыкина, сейчас приходится очень и очень плохо. В отличие от торговцев на рынках, такие коммерсанты вынуждены содержать офис, персонал и могут приобретать валюту только по легальным каналам.

То есть, малый и средний бизнес в Беларуси, который отстранился от обычной купли-продажи и занимается производством товаров, получил в наследство проблемы бюрократических рудиментов, присущих для более солидных компаний. И поблажки, связанные с малоформатностью предприятий, в нынешней ситуации практически не ощущаются. По мнению Сергея Балыкина, это связано, в том числе, и с весьма своеобразной градацией белорусского предпринимательства - бизнес, который в других странах считается малым, в Беларуси считается средним и даже крупным. А в условиях валютного кризиса проблемы малого бизнеса также оказываются довольно крупными.
←Лукашенко не собирается раздавать Оршанский авиаремонтный завод по кусочку

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика