Международные эксперты будут привлечены к оценке системы управления валовым внешним долгом Беларуси
Источник материала: БелТА
11.05.2011 12:25
—
Новости Экономики
11 мая, Минск /Корр. БЕЛТА/. Международные финансовые организации будут привлечены к оценке и анализу системы управления валовым внешним долгом Беларуси и определению дальнейших направлений ее совершенствования. Это предусмотрено Концепцией управления валовым внешним долгом Беларуси, сообщили корреспонденту БЕЛТА в пресс-службе белорусского правительства.
План мероприятий концепции включает восемь позиций. Документ, в частности, предполагает подготовку аналитической записки о состоянии валового внешнего долга с оценкой показателей экономической безопасности по вопросам валового внешнего долга, а также составление отчета о валовом внешнем долге и подготовку прогноза о предстоящих платежах по погашению и обслуживанию внешнего долга в разрезе секторов экономики. Планируется совершенствование системы индикаторов показателей валового внешнего долга с учетом национальных особенностей, разработка дифференцированных уровней их критичности. Будут подготовлены предложения о формах статистической отчетности по учету валового внешнего долга для повышения качества анализа валового внешнего долга страны и управления им. Концепция предполагает также информирование иностранных инвесторов о макроэкономической ситуации в Беларуси, включая предоставление информации о состоянии валового внешнего долга страны. Будут также приняты меры по повышению информированности руководителей предприятий реального сектора в части эффективных стратегий управления внешним долгом, возможных инструментов минимизации рисков внешних заимствований.
Основу утвержденной концепции составляют положения Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси, Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Беларуси на период до 2020 года, Концепции национальной безопасности Беларуси, а также Программы деятельности правительства на 2011-2015 годы.
Мировая практика свидетельствует, что эффективно функционирующая система управления валовым внешним долгом, обеспечивающая ограничение величины валового внешнего долга и расходов на его обслуживание параметрами экономической безопасности страны, а также минимизация рисков неисполнения обязательств перед иностранными кредиторами государством, финансовыми и нефинансовыми организациями всех форм собственности является важнейшим элементом обеспечения высокого уровня макроэкономической и финансовой стабильности страны, ее международного имиджа и кредитного рейтинга.
Неэффективное использование внешних заимствований ведет к замедлению темпов экономического роста страны - заемщика, ухудшает условия ведения внешней торговли, негативно влияет на платежный баланс, увеличивает давление на валютный курс национальной валюты, что приводит к сокращению золотовалютных резервов.
Высокий уровень внешней задолженности значительно осложняет возможность проведения самостоятельной внешней политики, поскольку возникает необходимость учета позиций стран - основных кредиторов. Наличие значительного внешнего долга также ограничивает возможности использования инструментов денежно-кредитной политики. В частности, снижение процентных ставок внутри страны может привести к нежелательному оттоку иностранного капитала, использование коррекции с помощью валютного курса также становится проблематичным, поскольку приводит к ухудшению соотношения внешнего долга к ВВП.
"Как показывает межстрановой анализ, Беларусь находится на умеренном уровне привлечения внешнего долга по отношению к ВВП (52,2%), - проинформировали в пресс-службе. - Из ближайших соседей республики только в России этот показатель меньше (38%). При этом, в странах Еврозоны и США он значительно выше. К примеру, в Германии - 155%, в США - 99% по итогам 2009 года".
Вместе с тем в целях обеспечения экономической безопасности страны при привлечении внешних заимствований, возможности принятия оперативных управленческих решений концепцией предполагается организация единой системы учета обязательств по валовому внешнему долгу Беларуси и его составляющих (включая платежи по его обслуживанию). В рамках функционирования данной системы определен механизм взаимодействия правительства с Национальным банком в сфере валового внешнего долга, позволяющий организовать сбор необходимой информации и статистических данных, проводить анализ текущего уровня внешнего долга, предстоящих платежей по его обслуживанию, а также принимать решения, необходимые для обеспечения экономической безопасности страны.
"Основные критерии валового внешнего долга и их пороговые значения, устанавливаемые для Беларуси, рассчитываются на основе требований международных организаций с учетом национальных условий", - добавили в пресс-службе. При подготовке концепции были учтены замечания Межведомственной комиссии по безопасности в экономической сфере при Совете Безопасности Беларуси в части увязки проекта концепции с индикаторами экономической безопасности, определенными Концепцией национальной безопасности, а также с нормами Директивы Президента от 27 декабря 2006 года №2 "О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата" в части оптимизации сбора и обработки необходимой статистической информации.
Отношение валового внешнего долга к внутреннему валовому продукту установлено на уровне не более 55%, отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг - не более 100%, отношение внешнего государственного долга к валовому внутреннему продукту - не более 25%, отношение платежей по обслуживанию внешнего государственного долга к валютной выручке - не более 10%, доля долгосрочных заимствований в общем объеме валового внешнего долга - не менее 50%.
Субъектами управления валовым внешним долгом страны будут являться правительство и Национальный банк Беларуси.
Общая координация деятельности по управлению валовым внешним долгом, а также непосредственный контроль и выработка управленческих решений по регулированию внешнего долга нефинансовых организаций осуществляется Министерством экономики. При этом, в случае обнаружения возможности превышения критериев безопасности по прогнозным параметрам валового внешнего долга или его составляющих, Министерством экономики вносятся предложения в Совет Министров и Национальный банк о необходимости ограничения заимствований по секторам экономики, как экономическими, так и административными инструментами и методами.
"Таким образом, реализация концепции позволит правительству и Национальному банку эффективно контролировать и поддерживать размеры валового внешнего долга и его составляющих в рамках, обеспечивающих минимизацию рисков и приемлемый уровень экономической безопасности страны", - резюмировали в пресс-службе.
План мероприятий концепции включает восемь позиций. Документ, в частности, предполагает подготовку аналитической записки о состоянии валового внешнего долга с оценкой показателей экономической безопасности по вопросам валового внешнего долга, а также составление отчета о валовом внешнем долге и подготовку прогноза о предстоящих платежах по погашению и обслуживанию внешнего долга в разрезе секторов экономики. Планируется совершенствование системы индикаторов показателей валового внешнего долга с учетом национальных особенностей, разработка дифференцированных уровней их критичности. Будут подготовлены предложения о формах статистической отчетности по учету валового внешнего долга для повышения качества анализа валового внешнего долга страны и управления им. Концепция предполагает также информирование иностранных инвесторов о макроэкономической ситуации в Беларуси, включая предоставление информации о состоянии валового внешнего долга страны. Будут также приняты меры по повышению информированности руководителей предприятий реального сектора в части эффективных стратегий управления внешним долгом, возможных инструментов минимизации рисков внешних заимствований.
Основу утвержденной концепции составляют положения Национальной стратегии устойчивого развития Беларуси, Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Беларуси на период до 2020 года, Концепции национальной безопасности Беларуси, а также Программы деятельности правительства на 2011-2015 годы.
Мировая практика свидетельствует, что эффективно функционирующая система управления валовым внешним долгом, обеспечивающая ограничение величины валового внешнего долга и расходов на его обслуживание параметрами экономической безопасности страны, а также минимизация рисков неисполнения обязательств перед иностранными кредиторами государством, финансовыми и нефинансовыми организациями всех форм собственности является важнейшим элементом обеспечения высокого уровня макроэкономической и финансовой стабильности страны, ее международного имиджа и кредитного рейтинга.
Неэффективное использование внешних заимствований ведет к замедлению темпов экономического роста страны - заемщика, ухудшает условия ведения внешней торговли, негативно влияет на платежный баланс, увеличивает давление на валютный курс национальной валюты, что приводит к сокращению золотовалютных резервов.
Высокий уровень внешней задолженности значительно осложняет возможность проведения самостоятельной внешней политики, поскольку возникает необходимость учета позиций стран - основных кредиторов. Наличие значительного внешнего долга также ограничивает возможности использования инструментов денежно-кредитной политики. В частности, снижение процентных ставок внутри страны может привести к нежелательному оттоку иностранного капитала, использование коррекции с помощью валютного курса также становится проблематичным, поскольку приводит к ухудшению соотношения внешнего долга к ВВП.
"Как показывает межстрановой анализ, Беларусь находится на умеренном уровне привлечения внешнего долга по отношению к ВВП (52,2%), - проинформировали в пресс-службе. - Из ближайших соседей республики только в России этот показатель меньше (38%). При этом, в странах Еврозоны и США он значительно выше. К примеру, в Германии - 155%, в США - 99% по итогам 2009 года".
Вместе с тем в целях обеспечения экономической безопасности страны при привлечении внешних заимствований, возможности принятия оперативных управленческих решений концепцией предполагается организация единой системы учета обязательств по валовому внешнему долгу Беларуси и его составляющих (включая платежи по его обслуживанию). В рамках функционирования данной системы определен механизм взаимодействия правительства с Национальным банком в сфере валового внешнего долга, позволяющий организовать сбор необходимой информации и статистических данных, проводить анализ текущего уровня внешнего долга, предстоящих платежей по его обслуживанию, а также принимать решения, необходимые для обеспечения экономической безопасности страны.
"Основные критерии валового внешнего долга и их пороговые значения, устанавливаемые для Беларуси, рассчитываются на основе требований международных организаций с учетом национальных условий", - добавили в пресс-службе. При подготовке концепции были учтены замечания Межведомственной комиссии по безопасности в экономической сфере при Совете Безопасности Беларуси в части увязки проекта концепции с индикаторами экономической безопасности, определенными Концепцией национальной безопасности, а также с нормами Директивы Президента от 27 декабря 2006 года №2 "О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата" в части оптимизации сбора и обработки необходимой статистической информации.
Отношение валового внешнего долга к внутреннему валовому продукту установлено на уровне не более 55%, отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг - не более 100%, отношение внешнего государственного долга к валовому внутреннему продукту - не более 25%, отношение платежей по обслуживанию внешнего государственного долга к валютной выручке - не более 10%, доля долгосрочных заимствований в общем объеме валового внешнего долга - не менее 50%.
Субъектами управления валовым внешним долгом страны будут являться правительство и Национальный банк Беларуси.
Общая координация деятельности по управлению валовым внешним долгом, а также непосредственный контроль и выработка управленческих решений по регулированию внешнего долга нефинансовых организаций осуществляется Министерством экономики. При этом, в случае обнаружения возможности превышения критериев безопасности по прогнозным параметрам валового внешнего долга или его составляющих, Министерством экономики вносятся предложения в Совет Министров и Национальный банк о необходимости ограничения заимствований по секторам экономики, как экономическими, так и административными инструментами и методами.
"Таким образом, реализация концепции позволит правительству и Национальному банку эффективно контролировать и поддерживать размеры валового внешнего долга и его составляющих в рамках, обеспечивающих минимизацию рисков и приемлемый уровень экономической безопасности страны", - резюмировали в пресс-службе.
БелТА (оригинал новости)