Россия держит на крючке
10.05.2011
—
Новости Экономики
Приближается открытие Минского промышленного форума (17-24 мая) - время традиционных ежегодных встреч директоров и бизнесменов, возможности себя показать, посмотреть, как идут дела у других, просто пообщаться, возможно - получить заказ или договориться о кооперации. А в этом году - еще и постараться понять: что происходит, чего ждать и как строить работу?
А ничего не ждать. Поскольку ждать нечего. Дефицит валюты - это надолго. Ровно настолько, сколько будет продолжаться нынешняя политика, сколько будем делать вид, что трудности временные и вот-вот закончатся.
А с чего это они должны закончиться? Отпускать нас с «валютного крючка» Россия и не собирается, ей и так вполне комфортно. Сократим производство? Хорошо - освободятся рыночные ниши для российских предприятий. Появится безработица, упадут зарплаты? Так будет где вербовать, а то все российские регионы плачут, что им не хватает квалифицированной рабочей силы. Сократим социалку? Тоже неплохо: можно объяснять, что бедственное состояние социалки российской обусловлено объективно, а у белорусов она получше только за счет российских дотаций. От такого «счастья» отказаться и постоянно выслушивать поучающий бред о «замечательной белорусской модели»? Так им уже надоело.
И стоит обратить внимание на новую тактику россиян. Перед каждым туром переговоров о кредите делегация «Ростехнологий» ставила вопрос о передаче МАЗа КамАЗу на российских условиях. Выслушивали наши возражения, уезжали, и сразу у российского Минфина находились причины выдачу кредита отложить. А под ожидаемые Москвой наши запросы очередных кредитов идет активная проработка Солигорского калийного и БелАЗа и ведутся разговоры о переходе на российский рубль.
Ожидаемая Москвой процедура понятна: отдаем предприятие - получаем пакет акций СП - возвращать кредит нечем - отдаем акции по предложенной цене. Просто, надежно и никаких споров. И дело не только в не выданном кредите. Непонятен смысл наших ожиданий. В белорусском ВВП - 64% импорта, в экспорте - больше половины. Нет валюты - не будет и экспорта, а значит, не будет валюты и дальше. А продажа ее ограниченна.
Дефицит внешней торговли в I квартале т.г. - более $3 млрд. Чувствуется, что наши рынки сбыта сокращаются. Иначе и быть не могло, если за прошлый год цены наших производителей выросли на 22%, а технические характеристики и качество продукции практически не изменились.
Премьер-министр признает, что в существующей номенклатуре на имеющихся рынках дефицит торговли можно только немного уменьшить. Нужно осваивать новую продукцию, выходить на новые рынки. Для этого нужны инвестиции, которых нет. Что касается освоения новых изделий, то достаточно просмотреть инвестпроекты на сайте Минпрома. Освоений там нет - только модернизация предприятий и их продукции. Существенного прироста экспорта дать они не могут.
Сами предприятия в их нынешнем состоянии быстро осваивать новую продукцию не смогут. Нет ни денег, ни необходимых кадров, ни структур типа западных инжиниринговых фирм, способных быстро ставить производство на разных предприятиях.
Ожидаем инвесторов. С чего вдруг? Как им работать при таких безобразиях с валютой? С их точки зрения, намного разумнее подождать стабилизации валютной ситуации и потом принимать решения. Как обычно, интересы инвесторов пытаемся игнорировать, а потом сокрушаемся по поводу их отсутствия.
Конечно, нынешний валютный кризис созревал не один год. Он подводит итог модели приоритетного развития агропрома (сфера во всем мире капиталоемкая, с большим сроком окупаемости инвестиций) и социальной сферы за счет промышленности. Правительство вроде бы новое, к старым грехам непричастное, только вот политика старая. И, судя по заявлениям президента, никто новую политику проводить не позволит. Так с чего ожидать роста экспорта и стабилизации на валютном рынке?
И еще. При всех возможных колебаниях общий рост цен на нефть, газ, металлы и оборудование в мире будет продолжаться. Наша социальная сфера - крупный потребитель и энергоресурсов, и импортного оборудования. Нагрузка в части необходимости добывать валюту на реальный сектор будет только возрастать.
А валюта в республике есть. Да, население купило автомашин на $1 млрд., но и продало в Россию не слабо и при этом не всю выручку продало или положило в банк. Продавать - курс непонятен, депозит - могут вернуть рублями, белорусскими, по непонятному курсу. Если уж паника дошла до принятия постановления N240/5, то можно ожидать чего угодно. «В чулках» пока валюта.
Есть валюта в торговле. Банки с иностранным участием пока наблюдают: им непонятно, куда ее вкладывать. Так что вопрос не только в дефиците валюты. Дефицит усугублен общим недоверием к политике правительства. Так что предприятиям пора вспоминать опыт бартерной торговли, искать квалифицированных посредников. Нужна пусть и жесткая, но понятная населению и бизнесу экономическая политика. Пусть и тяжелая, но с реальной перспективой выхода из кризиса. Нынешняя политика таковой не является.