Как спасти Беларусь от гиперинфляции?
Как спасти Беларусь от гиперинфляции?
Фото: Gettyimages
— Сейчас мы имеем риск войти в очередной виток гиперинфляции, — отмечает руководитель Ассоциации малого и среднего бизнеса Сергей Балыкин. — Сегодня люди не верят белорусским деньгам, а потому стараются их сбрасывать. А уровень инфляции зависит не только от объема денежной массы, но и от скорости обращения денег. В результате цены будут постоянно расти. Они уже растут. Все факторы, провоцирующие гиперинфляцию, есть: административное сдерживание курса рубля, дефицит валюты, скорость обращения денег… Если Нацбанк и будет сокращать сейчас денежную массу, в чем я сильно сомневаюсь, то у народа все равно сохранятся инфляционные ожидания, люди будут стараться тратить белорусские рубли.
Инфляция, рост цен, в том числе на жилищно-коммунальные услуги, сокращение социальных программ – вот лишь малый перечень сюрпризов, которые поджидают белорусов в ближайшее время.
— Из-за нехватки валюты теряют работу малые предприятия, импортеры, в том числе и те, что имеют дело с промежуточным импортом. Даже простые челноки, поскольку никто не может прогнозировать курсовые риски, — отмечает эксперт.
В связи с этим встает главный вопрос: что делать? Есть ли у власти рычаги хоть как-то повлиять на ситуацию и обратить ее вспять?
Найти новые рынки сбыта и заставить покупать белорусские товары, тем самым обеспечив приток валюты в страну, – перспектива призрачная. Новые займы лишь усугубляют ситуацию. А времени на решение проблемы все меньше.
Сергей Балыкин предлагает несколько возможных вариантов.
Жесткая привязка к стабильной валюте
По мнению экономиста, один из наиболее разумных вариантов. Суть его в том, чтобы "привязать" белорусский рубль к какой-либо стабильной валюте и строго выдерживать этот курс.
— Замечательный вариант. Другое дело, что реализовать его белорусские власти не в состоянии, — отмечает экономист. – Можно было бы привязать белорусский рубль к тому же евро или даже доллару США. Установить, например, 5 или 10 тысяч за евро, и вот этот курс жестко выдерживать. Но для того, чтобы проводить политику жесткой привязки, нужно быть людьми обязательными и выполнять свои обязательства, отказаться от эмиссионной накачки денег, проводить жесткую денежно-кредитную политику. Но наши власти уже неоднократно нарушали взятые на себя обязательства. Достаточно вспомнить наши обещания России перечислять ей нефтяные пошлины, или обещание сохранить пенсионерам льготы. А сколько нам обещали либерализацию?
Талер
Еще одним из возможных вариантов, по мнению эксперта, могло бы стать введение новой платежной единицы, которая не будет "привязана" к иностранной валюте.
— Если ввести, к примеру, талер и обеспечить его стабильность, — конечно, такие деньги будут пользоваться доверием. В принципе, небольшая страна может выпустить свою валюту, которая бы выполняла, допустим, функцию резервной, если угодно, была бы валютой-убежищем. Ведь никто не сомневается в швейцарском франке? Это возможно, но только в очень долгосрочной перспективе.
Переход на евро
Реалистичность данного сценария экономист ставит под большое сомнение.
— Возможно, евро и стал бы лучшей валютой, но надо учитывать несколько обстоятельств, — напоминает Сергей Балыкин. — Предлагая ввести евро, некоторые экономисты забывают, что это очень долгий и трудный процесс. На это нужна политическая воля и белорусских властей и ЕС. Для начала надо вступить в Евросоюз, потом в еврозону. А просто использовать евро как законное платежное средство без вступления в еврозону — это не лучший, а, пожалуй, даже худший вариант. Реалистичность такого сценария выражается в бесконечно малой величине.
Введение российского рубля
В связи с этим достаточно быстрым решением проблемы, по мнению Сергея Балыкина, могло бы стать введение российского рубля.
— Это было бы наиболее разумным решением, — считает он. — Если убрать политическую составляющую, независимые амбиции, а рассматривать ситуацию только с точки зрения экономики, менеджмента. Это дает нам преимущества в торговле с субъектами хозяйствования в Российской Федерации, в использовании российского рынка, в использовании российской банковской системы. Это также приведет к тому, что уменьшатся многие издержки, связанные с конвертацией, с внешнеэкономической деятельностью с Россией. В конце концов, понизятся цены. Да, с политической точки зрения российский рубль неприемлем ни для власти, ни для оппозиции. Но для народа, для малого и среднего бизнеса — это хорошее решение.
Достаточно быстро ввести российский рубль, можно было бы, позволив на начальном этапе параллельное хождение двух валют – национальной и российской, считает экономист.
— В результате более твердая валюта вытеснит более слабую. Как это было в Советском Союзе в 1920-е годы, — отмечает Сергей Балыкин. — Так мы получим российский рубль в качестве законного платежного средства. Хотя, конечно, российский рубль – тоже еще та валюта. И перспективы у нее крайне сомнительные. Но перспективы белорусского рубля вообще не обсуждаются. Сегодня высшее руководство нашей страны не умеет проводить грамотную денежно-кредитную политику. Люди, которые принимают решения, не понимают пагубности многих своих действий.
Эксперт уверен: в той критической ситуации, в которой оказалась белорусская экономика, альтернативы введению российского рубля нет.
— Если далее пользоваться белорусским рублем – мы просто загоним нашу экономику в штопор. И все равно придется соглашаться на какое-то внешнее управление, но на менее выгодных условиях, с ликвидацией и разделением собственности между кредиторами. Но тогда с банкротом уже никто разговаривать не будет. А так пока еще можно хотя бы поторговаться и что-то выторговать, -- таково мнение Сергея Балыкина.