Мингорисполком предлагает дать предпринимателями самим заработать валюту, срочно упростив процедуру экспорта
29.04.2011 10:21
—
Новости Экономики
Мингорисполком предлагает дать предпринимателями самим заработать валюту, срочно упростив процедуру экспорта
Пока правительство и Нацбанк не придумали, как именно стабилизировать валютный рынок и кто этим должен заниматься, деятельность многих предприятий и предпринимателей оказалась практически парализована. Чтобы дать возможность предприятиям активизировать экспорт и самим заработать так необходимую валюту Мингорисполком обратился в правительство с предложением радикально упростить процедуру экспорта в страны Таможенного союза. О деталях этой инициативы рассказал начальник управления предпринимательства Мингорисполкома Александр Калиновский.
"Сегодня ситуация на валютном рынке заставляет многих предпринимателей задуматься о том, не вывезти ли что-либо белорусское, чтобы заработать валюту и продолжить деятельность", - пояснил он, отметив, что сейчас процедура экспорта товара из Беларуси в Россию и Казахстан сложна и многоступенчата.
К примеру, у предпринимателя есть намерение реализовать партию продукции в одной из стран-соседей по Таможенному союзу. Для этого потребуется:
- Заключить внешнеэкономический контракт на бумажном носителе. Уже на этой стадии проблемы возникают у небольших предприятий, оказывающих, к примеру, услуги в сфере IT-технологий. Как пояснил Калиновский, когда небольшие заказы (150-800 евро, срок исполнения – несколько дней) поступают из-за границы в электронном виде, заказчик, как правило, отказывается оформлять заказ на бумаге из-за несоразмерности временных и финансовых затрат на процедуру с объемом заказа. Да и отечественное законодательство импортера обычно таких сложностей не предусматривает.
"При этом, зачастую, работа выполняется, передается заказчику в электронном виде, а эта выручка поступает на счета белорусских граждан за пределами страны и не поддается учету и налогообложению", - пояснил представитель Мингорисполкома. Для таких ситуаций предлагается максимально упростить процедуру заключения сделок, благо соответствующего зарубежного опыта достаточно.
- Оформить паспорт сделки. Экспортеру эта процедура без надобности, паспорт придумало государство в качестве инструмента валютного контроля. Мингорисполком предлагает передать реализацию этой процедуры банкам. Они могут составить сей важный документа на основании внешнеэкономического контракта (или заменяющего его документа), предоставленного экспортером.
- Оформить сертификат происхождения товара (СТ-1) в БелТПП. Документ оформляется на каждую партию товара по отдельной процедуре, что отнимает не мало и времени, и средств. Теперь для стран, с которыми мы уже создали Таможенный союз и движемся в сторону создания Единого экономического пространства, предлагается сертификат сделать не обязательным и оформлять его только если он по каким-либо причинам нужен покупателю.
- Оформить две товарно-транспортные накладные, одну - для перемещения по территории Беларуси, вторую, международного образца, - для перемещения товара за пределами Беларуси.
"Будто по белорусской накладной машина со свеклой не доедет в Смоленскую губернию", - отметил Калиновский. Мингорисполком предлагает отказаться от одного из документов (кстати это бланки строгой отчетности), ведь по любому из них товар может быть доставлен потребителю. Кроме того, исполком инициирует переход на товарно-сопроводительные документы на электронных носителях.
- Оформить статистическую декларацию. Для этого с помощью таможенного агента составить статдекларацию на каждую партию товара и предоставить документы в таможенные органы. Очевидно, что процедура это весьма затратная. "Такой практики нет ни в России, ни в Казахстане, это наше изобретение, и наши предприниматели теряют время в очередях", - пояснил Калиновский. Рацпредложение: передать функции статучета Белстату, введя ежеквартальную или ежемесячную отчетность, возможно, даже в электронном виде.
- Обеспечить уплату НДС и подтверждение уплаты этого налога импортером по стране назначения на бумажном носителе и в электронном виде. Процедура занимает два-три месяца, причем заниматься этим должен покупатель-нерезидент. При невыполнении процедуры в срок проблемы возникают уже у белорусского экспортера, с которого списывается сумма НДС в размере 20% от контрактной стоимости. Рацпредложение состоит в том, чтобы на межправительственном уровне разработать альтернативный механизм подтверждения экспорта. Речь идет об оборудовании двух постов на границе с Россией и одного – на южном направлении, где могли бы проставляться отметки, подтверждающие экспорт. Таким образом, для подтверждения экспорта будет достаточно отметки на накладной о пересечении границы, отметки о получении товара импортером и поступления валютной выручки.
- Обеспечить возврат валютной выручки. Тут серьезных замечаний нет.
- Обязательная продажа части валютной выручки. Сейчас процедура занимает несколько дней, а Мингорисполком предлагает определить порядок покупки валютной выручки у клиента непосредственно банком с зачислением рублей на расчетный счет клиента уже в течение дня. А дальше уже банк сможет самостоятельно реализовать купленную валюту на бирже.
В дополнение к предлагаемым упрощениям Мингорисполком предлагает разработать механизм, дающий возможность юрлицам реализовывать товары за пределами страны на наличные в сумме до 10 тысяч евро с последующей ее сдачей в банк и зачислением на расчетный счет белорусского экспортера. Такой порядок позволит выровнять условия экспорта продукции юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
"Механизм должен быть максимально простым. Чтобы какое-нибудь витебское СПК могло отправить машину свеклы в Смоленскую область должны созвониться два директора, наш оформит счет-справку и товарно-транспортную накладную белорусского образца, отправит автомашину с товаром, даст водителю наличные на оформление российской страховки, водитель завтра вернется, привезет сумму выручки (до 10 тысяч евро), оформленную с отметками счет-фактуру, счет-справку с печатью, назавтра сдадут валюту в банк и в конце месяца отчитаются по статистике. С точки зрения предпринимателя, это и есть нормальный механизм экспорта белорусских товаров в Россию и Казахстан как альтернатива тем 10 позициям, которые перечислены выше", - резюмировал Александр Калиновский.
"Сегодня ситуация на валютном рынке заставляет многих предпринимателей задуматься о том, не вывезти ли что-либо белорусское, чтобы заработать валюту и продолжить деятельность", - пояснил он, отметив, что сейчас процедура экспорта товара из Беларуси в Россию и Казахстан сложна и многоступенчата.
К примеру, у предпринимателя есть намерение реализовать партию продукции в одной из стран-соседей по Таможенному союзу. Для этого потребуется:
- Заключить внешнеэкономический контракт на бумажном носителе. Уже на этой стадии проблемы возникают у небольших предприятий, оказывающих, к примеру, услуги в сфере IT-технологий. Как пояснил Калиновский, когда небольшие заказы (150-800 евро, срок исполнения – несколько дней) поступают из-за границы в электронном виде, заказчик, как правило, отказывается оформлять заказ на бумаге из-за несоразмерности временных и финансовых затрат на процедуру с объемом заказа. Да и отечественное законодательство импортера обычно таких сложностей не предусматривает.
"При этом, зачастую, работа выполняется, передается заказчику в электронном виде, а эта выручка поступает на счета белорусских граждан за пределами страны и не поддается учету и налогообложению", - пояснил представитель Мингорисполкома. Для таких ситуаций предлагается максимально упростить процедуру заключения сделок, благо соответствующего зарубежного опыта достаточно.
- Оформить паспорт сделки. Экспортеру эта процедура без надобности, паспорт придумало государство в качестве инструмента валютного контроля. Мингорисполком предлагает передать реализацию этой процедуры банкам. Они могут составить сей важный документа на основании внешнеэкономического контракта (или заменяющего его документа), предоставленного экспортером.
- Оформить сертификат происхождения товара (СТ-1) в БелТПП. Документ оформляется на каждую партию товара по отдельной процедуре, что отнимает не мало и времени, и средств. Теперь для стран, с которыми мы уже создали Таможенный союз и движемся в сторону создания Единого экономического пространства, предлагается сертификат сделать не обязательным и оформлять его только если он по каким-либо причинам нужен покупателю.
- Оформить две товарно-транспортные накладные, одну - для перемещения по территории Беларуси, вторую, международного образца, - для перемещения товара за пределами Беларуси.
"Будто по белорусской накладной машина со свеклой не доедет в Смоленскую губернию", - отметил Калиновский. Мингорисполком предлагает отказаться от одного из документов (кстати это бланки строгой отчетности), ведь по любому из них товар может быть доставлен потребителю. Кроме того, исполком инициирует переход на товарно-сопроводительные документы на электронных носителях.
- Оформить статистическую декларацию. Для этого с помощью таможенного агента составить статдекларацию на каждую партию товара и предоставить документы в таможенные органы. Очевидно, что процедура это весьма затратная. "Такой практики нет ни в России, ни в Казахстане, это наше изобретение, и наши предприниматели теряют время в очередях", - пояснил Калиновский. Рацпредложение: передать функции статучета Белстату, введя ежеквартальную или ежемесячную отчетность, возможно, даже в электронном виде.
- Обеспечить уплату НДС и подтверждение уплаты этого налога импортером по стране назначения на бумажном носителе и в электронном виде. Процедура занимает два-три месяца, причем заниматься этим должен покупатель-нерезидент. При невыполнении процедуры в срок проблемы возникают уже у белорусского экспортера, с которого списывается сумма НДС в размере 20% от контрактной стоимости. Рацпредложение состоит в том, чтобы на межправительственном уровне разработать альтернативный механизм подтверждения экспорта. Речь идет об оборудовании двух постов на границе с Россией и одного – на южном направлении, где могли бы проставляться отметки, подтверждающие экспорт. Таким образом, для подтверждения экспорта будет достаточно отметки на накладной о пересечении границы, отметки о получении товара импортером и поступления валютной выручки.
- Обеспечить возврат валютной выручки. Тут серьезных замечаний нет.
- Обязательная продажа части валютной выручки. Сейчас процедура занимает несколько дней, а Мингорисполком предлагает определить порядок покупки валютной выручки у клиента непосредственно банком с зачислением рублей на расчетный счет клиента уже в течение дня. А дальше уже банк сможет самостоятельно реализовать купленную валюту на бирже.
В дополнение к предлагаемым упрощениям Мингорисполком предлагает разработать механизм, дающий возможность юрлицам реализовывать товары за пределами страны на наличные в сумме до 10 тысяч евро с последующей ее сдачей в банк и зачислением на расчетный счет белорусского экспортера. Такой порядок позволит выровнять условия экспорта продукции юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
"Механизм должен быть максимально простым. Чтобы какое-нибудь витебское СПК могло отправить машину свеклы в Смоленскую область должны созвониться два директора, наш оформит счет-справку и товарно-транспортную накладную белорусского образца, отправит автомашину с товаром, даст водителю наличные на оформление российской страховки, водитель завтра вернется, привезет сумму выручки (до 10 тысяч евро), оформленную с отметками счет-фактуру, счет-справку с печатью, назавтра сдадут валюту в банк и в конце месяца отчитаются по статистике. С точки зрения предпринимателя, это и есть нормальный механизм экспорта белорусских товаров в Россию и Казахстан как альтернатива тем 10 позициям, которые перечислены выше", - резюмировал Александр Калиновский.