Мнения на FINANCE.TUT.BY. Предприятия столкнулись с проблемой возвратов по валютным кредитам

Источник материала:  
27.04.2011 16:26 — Новости Экономики

Мнения на FINANCE.TUT.BY. Предприятия столкнулись с проблемой возвратов по валютным кредитам

FINANCE.TUT.BY
Ситуация, сложившаяся на валютном рынке РБ, многогранна по своим последствиям для бизнеса. Кроме проблем с оплатой текущих поставок продукции/сырья внешним поставщикам, многие предприятия столкнулись с внутренней проблемой – возвраты по валютным кредитам. Получается, что кроме потери репутации перед поставщиками, есть большая вероятность потери репутации как заемщика.

Мнения на FINANCE.TUT.BY. Предприятия столкнулись с проблемой возвратов по валютным кредитам
Дмитрий Левкович
Как работал кредитный рынок до начала проблем с валютой? Предприятие брало у банка валютный кредит под оплату поставок. В залог отдавался в основном товар в обороте, реже - недвижимость. Каждый финансист выбирал наиболее удобный для его предприятия кредитный инструмент: кредитная линия, кредит, аккредитив и т.д. Стабильность на рынке реализации предприятия в Беларуси обеспечивала стабильность поставок и поддержание нужного объема залога (в случае использования товаров в обороте).

Посмотрим, что же получается сейчас у предприятий, которые использовали под залог товары в обороте. Для них существует две проблемы.

Проблема 1. Непосредственно возврат кредита

В своей практике я в основном использую кредитные линии (далее КЛ). В данной ситуации кроме стоимости денег важным аспектом стал период оборота одного транша КЛ. Естественно, что в переговорах с банком надо "выбивать" максимально длинный период оборачиваемости. Но это возможно по новым кредитным линиям. По старым же КЛ выход один – разговаривать с банком об отсрочке, договариваться о реструктуризации долга и согласовывать новый график платежей. Иначе светит попадание в просрочку, а это в дальнейшем затруднит кредитование предприятия. Лишь немногие банки продают сейчас валюту для погашения кредитов, взятых у них же, и только своим "лучшим" клиентам. Получается, что источник валюты один – дорогой межбанк, либо валюта от клиентов. Пока тенденция такова, что многие банки не заинтересованы в "топлении" своих клиентов, они также понимают, что даже в случае реализации залога по кредиту внутри страны им будет проблемно перевести белорусские рубли в валюту. Да и в целом пока банки все же смотрят на перспективу работы с клиентом.

Второй вариант погашения кредита – это погасить его белорусскими рублями. Тут все зависит от переговоров с банком по самому важному вопросу – курс погашения. Не стоит сразу соглашаться на предложения в стиле 5000 рублей за доллар, имеет смысл торговаться, торговаться и еще раз торговаться. На мой взгляд, реальный курс, о котором можно говорить с банком: 3900-4100 за доллар США.

Проблема 2. Таяние как снег залога….

Вторая проблема, которая возникает в данный момент при использовании кредитных средств – залог, точнее его уменьшение. В случае заморозки поставок товара нарушается баланс поступлений/оттоков товаров. Кредит погасить нет возможности, его сумма постоянна, а залог уменьшается. Эта проблема касается тех, кто использовал в качестве залога товары в обороте. В данном случае есть несколько вариантов действия.

Первый вариант - заморозить реализацию товара. Остановить продажи до разрешения вопроса с банком по погашению.

Второй вариант - искать новый доп. залог у себя либо у друзей/партнеров, готовых им поделиться. В этом случае залогом также может быть товар в обороте либо, и это лучший вариант, недвижимость. Здесь есть только один негативный момент - по всем новым кредитам большинство банков увеличило дисконт для залога – в среднем на 10%.

Третий вариант - можно использовать поручительство третьего лица. В данном случае у поручителя должен быть хороший баланс на отчетную дату и желание за вас поручиться.

Подытоживая, можно сказать одно. В данный момент время выступает против нас. Ситуация на рынке меняется ежедневно, соответственно, меняются требования банков. Чем быстрее банк и предприятие придут к общему соглашению, тем более выгодно оно будет для предприятия.

Прокомментировать этот пост >>>

***
Дмитрий Левкович  экономист международного автомобильного холдинга "Атлант-М".

Обращаем ваше внимание, что мнение автора блога может не совпадать с мнением редакции TUT.BY.
←Экономия масла до 90 %, топлива до 30 % и домашние условия в кабине

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика