Нефти - не фонтан
25.04.2011
—
Новости Экономики
Белорусская нефтеперерабатывающая отрасль, слывшая до недавних пор как основной поставщик бюджетных доходов и валютной выручки в страну, в январе-феврале 2011г. сработала неудовлетворительно. Об этом свидетельствуют данные Национального статистического комитета.
Несмотря на проблемы с поставкой сырья в январе (поскольку к этому месяцу стороны так и не смогли договориться об уплате российским поставщикам премии), Беларусь все же нарастила импорт нефти за первые два месяца т.г. на 20,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего за январь-февраль в республику было завезено 2543,9 млн. т нефти. Причем из стран СНГ было импортировано 2089 млн. т (на 1,2% меньше, чем за январь-февраль 2010г.). В т.ч. 1767,2 млн. т, или 69,5% от общего объема поставок, поступило из России. При этом произошло сокращение объема поставок российской нефти по сравнению с январем-февралем прошлого года на 16,4%. И, что особенно примечательно, почти 455 тыс. т нефти (17,9% от общего объема поставок) было поставлено в республику из Венесуэлы. Таким образом, цель диверсификации источников нефти, поставляемой в республику, можно считать достигнутой.
Но непонятно, как реагировать на это достижение - радоваться или плакать. Белстат, в отличие от прошлых лет, не сообщает данные о средней цене нефти вообще и по источникам в частности. Поэтому можно лишь догадываться о том, во сколько обошлась стране российская нефть, которая в этом году особенно стремительно дорожает вслед за нефтью марки Brent на мировом рынке. В феврале цена бочки российской нефти впервые в году перевалила за $100. Следовательно, ее цена за тонну колебалась в диапазоне $723-733. Но, зная о том, что Беларусь в этом году избавлена от необходимости уплаты экспортной российской пошлины (в феврале - $346,6 за 1 т) и оплачивает только премию российским поставщикам (в феврале - $46 за 1 т), можно все-таки определить цену российской нефти, которая, по нашим расчетам, составила максимум $432,4 за тонну.
Это, конечно, дороже, чем в I полугодии 2010г., когда цена российской нефти приблизилась вплотную к $400 за 1 т. Но, с другой стороны, это значительно ниже стоимости тонны венесуэльской нефти (ее можно вычислить, зная общий объем поставок и его стоимость), составившей для Белорусской нефтяной компании $779,1. Азербайджанская нефть Беларуси тоже обходится недешево, хотя издержки на ее транспортировку значительно меньше, чем при доставке заокеанской нефти, и выход светлых нефтепродуктов, как утверждают специалисты, на 30% выше, чем при переработке российской нефти. Впрочем, для конечных финансовых результатов нефтеперерабатывающей отрасли главным фактором остается относительная дешевизна российской нефти.
Правда, российская нефть марки Urals в этом году сильно подорожала вслед за нефтью марки Brent, что сказалось на рентабельности работы нефтеперерабатывающей отрасли Беларуси, которая в январе-феврале т.г. сработала с чистым убытком в размере Br228,8 млрд. ($75,9 млн. в эквиваленте). Согласно данным Белстата, рентабельность реализованной продукции, работ и услуг предприятий отрасли за январь-февраль 2011г. составила минус 5,4%, рентабельность продаж - минус 4,6%. Вот чем неожиданно обернулась 100-процентная загрузка нефтеперерабатывающих заводов, о которой сообщил в начале апреля первый вице-премьер Владимир Семашко. Тогда он, кстати, раньше всех рассказал об убытках, понесенных белорусскими НПЗ, и что в этой связи российские компании готовы «сесть за стол переговоров», а также о том, что в марте премия повысится до $6 за бочку. С тех пор о переговорах ничего не слышно.
Между тем Беларусь снизила экспорт нефтепродуктов в январе-феврале 2011г. на 15,2% по сравнению с январем-февралем 2010г. до 1370,2 млн. т. В т.ч. в страны вне СНГ было поставлено 1118,47 млн. т нефтепродуктов, что на 21,7% меньше, чем в январе-феврале прошлого года. Объем поставок в страны СНГ составил 251,8 тыс. т, увеличившись на 33,7% по сравнению с аналогичным периодом 2010г. Снижение экспортных доходов, как известно, побудило концерн «Белнефтехим» добиваться повышения цен на моторное топливо, реализуемое на внутреннем рынке. Эту операцию «Белнефтехим» провернул дважды с начала года, ссылаясь на социально ориентированные розничные цены, установленные для местных автолюбителей.
Кстати, не так давно концерн «Белнефтехим» в сообщении, размещенном на ведомственном сайте, мотивировал повышение оптовых и розничных цен в Беларуси именно ростом цен на российскую нефть, поставляемую в республику. Но Владимир Семашко тогда не согласился с подобной мотивировкой и объяснил на пресс-конференции, что рост отпускных цен связан с повышением мировых цен на нефть. Что, впрочем, почти одно и то же. Лучше бы первый вице-премьер рассказал о том, почему в Беларуси так высока доля акцизного сбора, составляющего более половины розничной цены, и собирается ли белорусское правительство когда-нибудь ее снижать. На днях Украина показала пример, как это можно сделать, снизив долю акциза с 20,7 до 15% в розничной цене бензина. Аналогично поступили в Киеве и с акцизами на дизельное топливо. Даже правительство США собирается учредить спецкомиссию, регулирующую стоимость бензина, достигшую $1 за литр. Пора этим заняться и социально озабоченному белорусскому правительству. Для этого надо лишь навести порядок в акцизах и вернуть нефтеперерабатывающей отрасли славу курицы, несущей золотые яйца.