Реальный сектор. Неудобный пас от неудобных кредиторов

Источник материала:  
15.04.2011 08:59 — Новости Экономики

Реальный сектор. Неудобный пас от неудобных кредиторов

  • Александр Обухович, TUT.BY

Реальный сектор. Неудобный пас от неудобных кредиторов
 
Партнёр рубрики
В своем страновом докладе МВФ определилось, хотя бы в общих чертах, в условиях продолжения кредитования Беларуси. Не сказать, что условия очень мягкие, но и нет ничего чрезвычайного. В предыдущей статье и условия, и рекомендации мы просмотрели. Радости от них, конечно, мало, но многое отмечено вполне справедливо. Теперь, как говорится, "мяч на нашей стороне". Тем более, что, как еще раз было отмечено на недавней пресс-конференции, МВФ высоко оценивает потенциал Беларуси. Особо отмечая высокое качество нашего человеческого капитала. А так же насущную необходимость структурных реформ в нашей экономике.

Второй, и главный, наш кредитор – Россия, тоже нечто говорил о необходимости структурных реформ в белорусской экономике. Правда – ничего конкретного. И, как утверждают наши переговорщики из Минфина, – никаких особых требований для получения кредита Россия на деле не выставляет. И наш Нацбанк с нетерпением ожидает поступления российского кредита уже в ближайшие дни.

Чем сердце успокоится

И все бы хорошо: придет кредит, закончится автомобильный бум, нормализуется ситуация на валютном рынке. И что, будем жить, как и раньше? Строить ледовые дворцы, украшать страну, "с барского плеча" повышать зарплаты и пенсии, не обращая внимания на то, сколько страна действительно зарабатывает? Но тогда повторение кризиса долго себя ждать не заставит.

За январь-февраль дефицит в торговле товарами составил почти 2 млрд долларов. Наш президент говорит, что из них 1 млрд – легковые автомобили. Правда, таможня подтверждает только 600 млн долларов. Но и остальная разница – это что?

По данным Белстата, за январь импорт энергетических товаров вырос только на 33 млн долларов (1,3% нашего импорта). Вот и весь эффект от повышения мировых цен. Остальное – это что? Рост импорта из Бразилии (252%), из Китая (182%) – это тоже автомобили или энергоносители?

Похоже, правительство окончательно утратило контроль за экономикой страны. Но в этих условиях истерика постановления №240/5 и валютные фокусы Нацбанка только усугубляют ситуацию: наши предприятия плотно "подсели на иглу" импорта, и дефицит валюты неизбежно приведет к падению объемов производства и, следовательно, экспорта. С дальнейшим усугублением дефицита валюты. Девальвация выглядит куда более разумным выходом.

Да, сама по себе девальвация никаких проблем в нашей экономике не решает. Но, при наличии кредитных ресурсов, может хотя бы дать время для структурных реформ. Однако наше правительство, не имея ни плана реформ, ни даже представления об их направлении, похоже, опять сделало ставку на помощь России.

Но что для нас означает сегодня односторонняя ориентация на Россию? Казалось бы – все привычно. Съездил - поклянчил – выклянчил – год прожил. И опять собрался ехать клянчить. Но, как мне представляется, наши руководители пока не осознали наметившееся кардинальное изменение политики России.

Жизнь не по средствам как постсоветская привычка

А ведь кардинальное изменение экономической политики неизбежно как в Беларуси, так и в России. Как и Беларусь, Россия тоже живет не по средствам. Просто там этот факт закамуфлирован значительно глубже.

Сегодня Россия, при ВВП на уровне 1,5 трлн долларов, располагает основными фондами в размере 6 трлн долларов (на 2008 г). Возмещение только их физического износа требует ежегодных капвложений на уровне 380 млрд долларов. Максимально достигнутый в 2008 году уровень - около 300 млрд долларов. Обоснованной выглядит оценка инвестиционного банка "Уралсиб", что, только для сохранения нынешнего уровня потребления населения, стране необходимы ежегодные иностранные инвестиции на уровне 75 млрд долларов. К тому же капвложения распределяются крайне неравномерно: по ВВП на душу населения 10 самых богатых российских регионов в среднем более чем в 18 раз превосходят 10 самых бедных. Великолепие новой Москвы, Питера, Казани достигается ценой недофинансирования "глубинки". На каждое созданное современное производство (а их сегодня в России создается немало) приходится десяток "убитых" или добиваемых. И, в целом, процесс деиндустриализации страны остановить пока не удается. Недаром президент РФ Медведев говорит об "умирающей промышленности". А ведь еще большей проблемой для страны является десятилетиями (думаю – лет 30) невозмещенный капвложениями физический износ в ЖКХ и инфраструктуре.

Сегодняшняя Россия – страна-рантье, живущая за счет природной ренты и советских запасов. Но советские запасы заканчиваются, а природная рента – источник ненадежный, поскольку мировые цены, вслед за подъемом, испытывают и длительные периоды падений. Кремль это прекрасно понимает. Отсюда – потуги модернизаций, инноваций, растущие объемы госинвестиций. Отсюда – попытки накоплений через золотовалютные запасы, стабилизационные фонды для создания "подушки безопасности". Только почему-то все время возникает ощущение, что все это – "бег на месте".

И мы, и большинство россиян воспринимают Россию как страну богатую. Но это – ложное ощущение. Когда-то О.Генри сформулировал: если вы живете на основной капитал – вы бедняк, если на проценты с капитала – вы человек обеспеченный, и только если вы живете на проценты с процентов – вы богач.

Пусть не все 6 трлн долларов основных фондов России есть смысл сегодня поддерживать: часть устарела, часть – просто уже никогда не будет востребована. Пусть не 380 млрд, но уж 250 млрд капвложений для поддержания фондов делать надо. Рост ВВП на 4,5% в год (минимум, позволяющий не увеличивать отставание) требует инвестиций порядка 150 млрд долларов. Сложившийся уровень неэффективных инвестиций (а ошибки были, есть и будут, поскольку процесс в России абсолютно неуправляем) – 45-50 млрд долларов. Коррупция, ставшая частью национального образа жизни, обойдется в 35 млрд долларов. Итого, по минимуму, требуются капвложения на уровне 480 млрд долларов в год. Реальность – 300-320 млрд долларов. Все – в неизменных ценах. А это означает, что если Росстат фиксирует рост ВВП на 4,5% при этом уровне капвложений – на 160-180 млрд долларов за год Россия проела своего национального богатства. И на сколько при таких темпах его хватит? Для баланса необходимо сократить потребление из расчета более 1000 долларов на человека в год. Кто будет платить?

И на фоне столь острой нехватки ресурсов – в России быстрыми темпами растут активы банков, и отток капитала за рубеж идет на уровне 30 млрд долларов в год. Мало того, что ресурсов для капвложений в России, от потребности, абсолютно недостаточно, так и имеющиеся не инвестируются. При заметном перенакоплении капитала в торговле, финансовом секторе, сфере услуг, строительстве, межотраслевой перелив капитала в промышленность и сельское хозяйство в сегодняшней России не работает.

Как и в любой социальной системе, причин этого достаточно много. Из важнейших эксперты выделяют засилье импорта, препятствующее созданию новых производств, и колониальную структуру доходов, делающую более выгодным экспорт капитала по сравнению с инвестициями в реальный сектор своей экономики.

В Кремле отдают себе отчет, что существующая в России экономическая система зашла в тупик. С одной стороны, стабилизировать ситуацию могла бы реиндустриализация страны, которая может помочь слезть с "нефтяной иглы". С другой – российский финансовый капитал в целом не видит перспектив в масштабных инвестициях в собственную промышленность: в условиях открытой экономики и засилья импорта такие инвестиции становятся высокорисковыми. Спекуляции на международных рынках, инвестиции в уже состоявшиеся фирмы за рубежом выглядят и надежнее, и прибыльнее.

В поисках выхода из сложившегося положения российская элита раскололась. Думаю, сегодня каждый из дуумвиров представляет интересы ее определенной части. Даже если он сам этого не хочет, группировки раскалывающейся российской элиты сами сделают его своим знаменем и заставят защищать их интересы.

Дважды в новейшей российской истории крупный капитал пытался непосредственно взять в руки политическую власть. В первый раз попытка закончилась изгнанием Березовского, Гусинского, Смоленского. Второй раз – арестом Ходорковского. И оба раза на пути его вставали объединенные силы российского чиновничества. Сторонников идей Полонского ("Каждый, у кого нет миллиарда долларов, может идти на х…") среди богатых людей России не так мало. Они уверены, что имеют право купить нужного им президента, им уже претит необходимость делиться и с мелкими чиновниками. Им мешает коррупция, чрезмерные, по их мнению, расходы на социальные нужды, на поддержку уже мертвых предприятий, вмешательство государства в экономику. Сегодня они осторожно группируются вокруг Медведева. Его идеи превращения Москвы в мировой финансовый центр через экспансию российского финансового капитала, модернизации экономики страны через привлечение крупного иностранного капитала, приоритете рыночных механизмов и юридических норм, борьбы с коррупцией и развития демократии – в русле интересов российских олигархов.

Ходорковский не совсем без оснований считает политику Путина основой коррупции. Его план модернизации страны через ее реиндустриализацию был основан на широком госфинансировании государственных программ и крупных государственных корпораций. (Такие методы госфинансирования американцы называют "финансирование через разбрасывание денег с вертолета") Сегодня он почти официально считается провалившимся. Не лучше ситуация с госфинансированием инфраструктурных проектов, поддержкой села. Массированное расхищение госфинансирования на всех уровнях чиновниками всех рангов обеспечивает Путину поддержку чиновничества и связанного с ним мелкого и среднего бизнеса. (Такую модель ускоренного создания среднего класса через безбрежную коррупцию использовали американцы при попытке модернизации шахского Ирана, Кампучии Лон Нола, в арабских странах). Политически Путин ориентируется скорее на "вертикаль", сильную администрацию, поддержанную сильными силовыми органами. Крупные капиталы согласны терпеть при условии, что в нужный момент могут использовать их помощь. Иностранному капиталу отводится откровенно вспомогательная роль. Демократические институты, оппозиция ему как-то без надобности, но он готов их терпеть ради имиджа.

Российская модель в последние годы основывалась на сосуществовании двух этих платформ. Значительный приток нефтедолларов это позволял. Но сегодня, без очень значительного роста мировых цен на нефть, приходится делать выбор: ресурсов для продвижения в обоих направлениях уже недостаточно. А уж выбор предопределит комплекс мер, которые не могут не привести к кардинальному изменению российской социально-экономической модели. В этом – реальное содержание противостояния Медведев-Путин накануне выборов 2012 года.

Медведев vs Путин. За кого болеть белорусам?

У наших стран общий корень экономических проблем: живем не по средствам. Обе страны проедают советское наследство. Да, у нас много меньше социального расслоения, нет олигархов, меньше вывоза капитала. Но и нет российского притока природной ренты. Россияне свои накопления разбазаривают. Мы – "закопали" в социальную политику, в дороги, в ледовые дворцы. Пока Россия в состоянии кредитовать другие страны, осуществлять экспансию своего капитала только потому, что в рамках существующей модели не в состоянии с толком использовать ресурсы дома. У нас ресурсов просто нет.

Беларусь сегодня настолько сильно зависит от России (как от кредитора, и в импорте, и в экспорте), что любые изменения в российской экономической политике не могут не сказаться на положении дел и у нас.

Победит модель Медведева – резко усилится финансовое давление. Российский финансовый капитал заинтересован в контроле над нашим финансовым рынком, над финансовыми потоками наших предприятий. Заставят и продавать некоторые наши предприятия. Но наших проблем за нас он решать не будет.

Победит Путин – будут еще более активно выживать наши предприятия с российского рынка. Чтобы освободить место для своих, вновь созданных и модернизированных. Наших будут просто топить. В первую очередь под удар попадут, видимо, предприятия сельхозмашиностроения. Очень сомнительны и перспективы на российском рынке нашей фармацевтики, поскольку и россияне разворачивают аналогичные программы. А как Путин умеет воевать с конкурентами – мы уже видели.

Похоже, что тесная интеграция с Россией, как и рецепты МВФ, не решают основных проблем нашей экономики. Нам нужно искать свой путь. С учетом того, что и Запад, и Россия не оставят нас в покое, и с их интересами у нас считаться придется.

О других вариантах – в следующей статье.
 
Партнер рубрики:

FOREX CLUB - брокер для частных инвесторов с 1997 года!

 
←"Белкнига" готова к приходу инвестора

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика