КУРС НА РАВНОВЕСИЕ
Ситуация на валютном рынке в Беларуси продолжает оставаться неопределенной: валюты нет в обменниках, ее сложно купить предприятиям на бирже, существует множественность курсов. Очевидно, что в этой ситуации без принятия серьезных мер не обойтись.
«Специалисты в банковских кругах ожидают в ближайшее время принятия мер, которые позволят увеличить объем продаваемой на бирже валюты. При этом речь не идет об увеличении нормы обязательной продажи валютной выручки и подобных инструментах. Суть — в отмене необоснованных льгот, которые имеют ряд белорусских субъектов хозяйствования. Иностранных инвесторов эти изменения не коснутся. В итоге равновесный курс может установиться уже через 1—2 недели», — сообщил корреспонденту БЕЛТА источник в банковских кругах.
Национальный банк Беларуси 29 марта рекомендовал банкам сделки покупки и продажи иностранной валюты между банками и субъектами хозяйствования совершать по курсу, отклоняющемуся от официального курса не более чем на 10%. То есть Нацбанк расширил коридор, рекомендуемый для установления курсов по сделкам купли-продажи иностранной валюты на внебиржевом рынке между банками и юридическими лицами, с +/-2% до +/-10% от официального курса.
Комментируя принятое Нацбанком решение, заместитель премьер-министра Беларуси Сергей Румас отметил: «Конечно, отклонение в 10% можно оценивать и называть по-разному, но по сути мы возвращаемся к множественности валютных курсов. И было бы хорошо, если бы это 10-процентное отклонение официального курса решило проблему, но те сигналы, которые посылает рынок, говорят о том, что этого 10-процентного отклонения явно недостаточно. Как показали итоги торгов на межбанковском рынке, за эти дни межбанковский рынок не ожил, и ряд авторитетных экспертов высказывают мнение, что это полумера и Нацбанку необходимо осуществлять дальнейшие шаги в этом направлении».
Глава миссии Международного валютного фонда по Беларуси Кристофер Джарвис во время видеобрифинга 6 апреля также отметил, что множественность валютных курсов в Беларуси может вызвать серьезные проблемы и диспропорции в экономике страны. По его мнению, необходима унификация валютных курсов. «Я полагаю, что наличие множественности обменных курсов может вызвать серьезные проблемы и могут возникнуть серьезные искажения в экономике, когда одни лица могут покупать иностранную валюту по одному курсу, а другие — по другому. Важно, чтобы Нацбанк в рамках выработки пакета мер, которые обеспечили бы повышение устойчивости и доверия к национальной валюте, вновь унифицировал курсы», — сказал Кристофер Джарвис.
При этом представитель МВФ считает, что расширение Нацбанком коридора для установления курсов валют по сделкам на внебиржевом рынке является полезной мерой. Это позволяет получить информацию о том, каков равновесный обменный курс.
По мнению Кристофера Джарвиса, необходима некоторая гибкость обменного курса белорусского рубля. «Я думаю, что некоторые действия, предпринятые Национальным банком, включая и разрешение коммерческим банкам использовать более девальвированный обменный курс, указывают на признание необходимости придания некоторой гибкости обменному курсу», — сказал он.
Кристофер Джарвис подчеркнул: «Мы наблюдаем движение курса в пределах коридора +/-8%. Что касается того, каким должен быть уровень курса, то это зависит от тех мер экономической политики, которые реализуются в его поддержку». «Когда у страны есть большой дефицит счета текущих операций, как в случае Беларуси, его можно закрыть за счет различных вариантов сочетания мер. Это можно сделать за счет изменения обменного курса или ужесточения других направлений экономической политики, таких, как бюджетная политика, процентные ставки, лимиты по кредитам», — отметил он.
«Властям Беларуси, в частности правительству и Нацбанку, необходимо согласовать такой пакет мер политики, который бы обеспечил устойчивое сальдо счета текущих операций и восстановил доверие общественности, уверенность в том, что эти меры смогут обеспечить заявленный результат», — сказал представитель МВФ.
По словам Сергея Румаса, правительство обеспокоено тем, что предприятия и граждане не могут нормально функционировать и покупать валюту. Действительно, сегодня гражданам, для того чтобы приобрести иностранную валюту, в том числе для осуществления платежей по кредиту, необходимо ежедневно совершать «кругосветное путешествие по обменникам». «Мы максимально высказываем Национальному банку свое видение этого вопроса. Но в конечном итоге решение вопросов валютного регулирования остается за Нацбанком. Нам бы хотелось, чтобы ситуация разрешилась и рынок начал функционировать. Какими инструментами это сделать — Нацбанку виднее», — подчеркнул Сергей Румас.
Национальный банк Беларуси в течение последнего месяца довольно часто принимал и отменял соответствующие решения. По словам председателя Правления Национального банка Беларуси Петра Прокоповича, в настоящее время перед банковской системой стоит задача нарастить золотовалютные резервы к концу 2011 года до уровня не менее $10 млрд и не снижать их. Именно в целях сохранения золотовалютных резервов и были приняты соответствующие ограничения на валютном рынке. Сейчас власти ищут инструменты, чтобы удержать валюту в стране.
Сначала бесперебойное удовлетворение спроса населения на иностранную валюту обеспечивалось банками как за счет собственных средств, так и, при необходимости, посредством приобретения для этих целей иностранной валюты у Национального банка. Затем это решение Нацбанком было отменено, и сейчас банки могут удовлетворять спрос населения за счет собственных валютных средств или покупать валюту для обменников на бирже. Однако и здесь не все так просто. Заявки на приобретение валюты удовлетворяются, но не все. Импортерам нужна валюта для приобретения товаров, экспортеры же придерживают валюту в надежде продать ее подороже после ожидаемого повышения курса. Поэтому некоторые предприятия вынуждены покупать валюту по рыночному (и довольно высокому) курсу на внебиржевом рынке.
Национальный банк Беларуси не участвует в торгах на валютном рынке и считает, что рынок сам должен определить равновесный обменный курс рубля к корзине иностранных валют.
Одни специалисты ожидают, что ситуация изменится после получения Беларусью российского кредита на $1 млрд. и кредита от Антикризисного фонда ЕврАзЭС на $2 млрд. Другие не связывают с получением этих средств больших надежд.
Ясно одно: сейчас на валютном рынке идет фаза адаптации к новым условиям, ведь ситуация существенно изменилась, и изменилась надолго. Поэтому рынку нужно время, чтобы «нащупать» этот равновесный курс.