Рекламный рынок ожидает ясности и начинает сворачиваться

Источник материала:  
13.04.2011 16:14 — Новости Экономики

Рекламный рынок ожидает ясности и начинает сворачиваться

  • Николай ГАВРИЛОВ, TUT.BY

Рекламный рынок вслед за всем бизнесом перешел в режим ожидания. Рекламодатели приостанавливают либо не развивают свою активность, а рекламные агентства рассчитывают, что валютный кризис в Беларуси вскоре закончится.

Проблемы, которые возникли у предприятий с введением Нацбанком валютных ограничений, начинают понемногу сказываться на рекламном рынке. Как и все другие отрасли белорусской экономики, рекламный бизнес ждет, чем же все-таки закончатся те перипетии, которые можно наблюдать сегодня.

В интервью порталу TUT.BY директор рекламного холдинга SMG Belarus Петр ПОПЕЛУШКО отметил, что рекламный рынок Беларуси на данный момент находится в режиме ожидания.

"Режим ожидания - это самое точное понятие, которое может охарактеризовать сегодняшнюю ситуацию. Мы наблюдаем нестабильность, что нельзя назвать позитивным явлением, но окончательно ситуация в стране пока не ясна", - сказал он.

П.Попелушко сказал, что пока валютные ограничения пока напрямую сильно не коснулись рекламного рынка. Компании, в том числе и импортеры, пока повально не отзывают свои заявки на рекламу. Они анализируют сложившуюся ситуацию, и как только она прояснится и они смогут определить свои риски, компании будут предпринимать активные действия на рекламном рынке.

Если ситуация в Беларуси будет развиваться по негативному сценарию, то П.Попелушко не исключает, что рекламный рынок Беларуси может пострадать. В то же время, он сомневается что удар придется по какому-то одному сегменту, будь то реклама в печатных изданиях, на ТВ, наружная реклама. Скорее всего, они пострадают в равной степени. Единственной рекламной площадкой, которая сможет "уцелеть" и даже улучшить свои результаты во время возможного общего падения рынка, станет интернет.

Впрочем, П. Попелушко не исключает, что падения рекламного рынка может и вовсе не произойти. В компании Publicis Hepta Belarus отметили, что текущая ситуация во многом напоминает те условия, в которых рекламному рынку пришлось развиваться более 10 лет назад. Тогда множественность курсов весьма отрицательно повлияла на развития рынка. Пока же, как отметили в компании, заказчики не предпринимают активных действий по снятию рекламы. Это лишь единичные случаи, которые нельзя напрямую связать с дефицитом валюты в стране. Рынок находится в ожидании, и большинство клиентов пока не готовы принять решения о начале новых рекламных компаний.

Михаил ЛУПАНОВ, директор ООО "Фабрика рекламы", которое специализируется на производстве щитовых конструкций и информационно-световых указателей признался, что та ситуация, которая сложилась сейчас, очень похожа на то, что происходило в 2008-2009 году.

"Специфика наших услуг заключается в том, что мы работаем на долгосрочной основе, заключаем контракты как минимум на год. И никаких движений в сторону расторжения контрактов нет. Мы стараемся привлекать внутренние резервы. Для нас очень важна стоимость импортных материалов. Уже есть информация, что какие-то расходники подорожали на 10-20%. Но также важны и стоимость рекламного пространства и цена электроэнергии, и здесь никакого движения нет", - сказал М. Лупанов, добавив, что сильного изменений в стоимости услуг компании не ожидается и клиентов удастся удержать.

Как считает начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Беларуси Ирина БАРЫШНИКОВА, рекламный рынок может несколько опоздать с реакцией на события, которые происходят на валютном рынке. Об этом можно судить, глядя на поведение рынка в кризисном 2008-м году. "Рекламный рынок - зависимый рынок. Когда организация начинает оптимизировать расходы, первое, на что падает ее взгляд - это рекламные бюджеты. Так было в кризис 2009 года. Тогда рынок не сразу отреагировал на изменившуюся ситуацию, потому что бюджеты уже были запланированы. Должно пройти какое-то время, чтобы это отразилось на рекламном рынке", -- отметила И. Барышникова.

Впрочем, Минторг надеется, что на отечественных рекламодателях и рекламопроизводителях текущие события не отразятся.

Но снижение рекламной активности, в первую очередь, со стороны компаний-импортеров уже наблюдается. Так, некоторые магазины компьютерной и бытовой техники, застройщики, автодилеры, которые являются партнерами портала TUT.BY, снимают или переносят свою рекламу на неопределенный срок. Впрочем, на TUT.BY начала появляться и специфическая реклама, отражающая дух времени: импортеры объявляют о своем желании купить валюту на межбанковском рынке.

Некоторые компании, деятельность которых была парализована валютным кризисом, соответственно приостановили и рекламную активность. Пиар-менеджер импортера Фольксваген в Беларуси "Атлант-М Фарцойгхандель" Александр БОБКО в интервью нашему порталу отметил, что сейчас ситуация такая, что компания вынуждена приостановить рекламную активность.

"Нет валюты, и поэтому мы не можем продавать продукцию: автомобили, запчасти. То есть, всю свою основную деятельность мы приостановили. В этой связи размещение рекламы нецелесообразно. Мы приостановили свою рекламную деятельность до тех пор, пока все не проясниться", - отметил А. Бобко.

Он не исключил, что, как только у компании появится возможность покупать валюту на бирже, она может возобновить рекламную активность. Он также подчеркнул, что рекламный бюджет на 2011 год у компании сформирован. Однако решение о его сокращении или переносе рекламной активности на более позднее время будет принято, когда наступит ясность на валютном рынке.

В представительстве компании Samsung в Беларуси нашему порталу сообщили, что изменения в рекламных планах они пока не планируют. Те виды продукции, которые временно не поставляются в Беларуси, пока не рекламируются. Впрочем, Samsung запускает рекламную кампанию в поддержку своих телефонов, которые "поставляются и будут поставляться".

Как считает руководитель ресурса Marketing.by Сергей СКОРОХОД, многое в том, как будет развиваться ситуация на рекламном рынке, будет зависеть не только от поведения рекламодателей, но и компаний, которые предоставляют рекламные площадки.

"Основной канал рекламы в Беларуси - это телевидение. Если оно сделает шаг по увеличению стоимости рекламы в рублях, то это ударит по белорусским рекламодателям, а потом и в целом вызовет падение рынка рекламы", - отметил С. Скороход.

Таким образом, белорусский рекламный рынок сегодня, наверное, как и все другие отрасли белорусской экономики, находится в подвешенном состоянии. Некоторые компании, которые на себе почувствовали "эффект" валютных ограничений, приостанавливают свою рекламную активность. Остальные ждут, пока ситуация в экономике прояснится. Тогда они смогут предпринимать более конкретные шаги на рекламном рынке.
←Cтавка рефинансирования Нацбанка с 20 апреля увеличивается до 13% годовых

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика