Составлен портрет белорусского предпринимателя
Такие данные были получены в ходе исследования, проведенного Республиканским общественным объединением «Перспектива» в рамках конкурса «Лучший регион Беларуси для ведения бизнеса индивидуальными предпринимателями в 2010 году».
Согласно данным, полученным в результате анкетирования, среди белорусских индивидуальных предпринимателей женщин чуть больше, чем мужчин. Соотношение составляет 56% на 44%. 49% из них предпринимательской деятельностью вынудили заниматься обстоятельства.
Только 7% предпринимателей занимали необходимые для начала бизнеса средства у банков. Подавляющее же большинство коммерсантов воспользовались для этого собственными накоплениями, а также сбережениями родственников и друзей.
Примерно у 70% предпринимателей на иждивении находится 2–3 человека.
76% предпринимателей для успешного ведения бизнеса нужно иметь двух или трех наемных работников. При этом для 80% опрошенных невозможность нанимать работников – не родственников и высокие налоги являются самыми важными проблемами.
Примерно 80% опрошенных коммерсантов отмечают снижение доходов от бизнеса уже второй год подряд.
Лишь 2% предпринимателей, принявших участие в анкетировании, положительно оценивают влияние региональных властей на свой бизнес.
Более 90% предпринимателей ведут бизнес 3,5 и более лет.
В случае развития своего бизнеса 42% предпринимателей желают остаться в сфере розничной торговли, 23% хотят заняться оптовой торговлей, 22,6% – производством, а около 10% – работать в сфере услуг.
Около 50% предпринимателей имеют высшее образование.
Только 10% предпринимателей возлагают надежды на Директиву№4 как на инструмент улучшения бизнес-климата в стране.
Половина опрошенных коммерсантов считает рост своего бизнеса в нынешних условиях невозможным.
Около 53% индивидуальных предпринимателей являются импортерами товаров в Беларусь.
57% ИП не устраивают договорные и финансовые отношения с арендодателем.
В завершение опроса около 87% анкетируемых назвали полезной и эффективной для своего бизнеса деятельность РОО «Перспектива».
Напомним, что по итогам проведенного данным объединением конкурса, лучшим регионом для ведения малого бизнеса в 2010 году стала Брестская область. Кстати, именно она лидировала и в прошлогоднем конкурсе. Второе место досталось Гродненской области, третье – Витебской. Последнюю строчку заняла Гомельская область. Таким образом, Гомельщина продемонстрировала, что она является и худшим регионом для ведения бизнеса.