Николай Радов: Китай не спешит спасать "белорусское экономическое чудо"
Прошло уже около года с момента анонсирования белорусским руководством открытия Китаем кредитной линии для Белоруссии на 15 млрд. долларов США. В нынешних условиях тяжелейшего финансово-экономического положения страны (отрицательный внешнеторговый баланс только за два зимних месяца составил около 2 млрд. долларов) кажется особенно важным привлечение любых иностранных инвестиций в экономику республики. Однако, несмотря на ряд договоренностей с КНР, которыми так хвалился Лукашенко накануне президентских выборов (в октябре 2010 года были согласованы 13 проектов на 3,5 млрд. долларов), их реализация в большинстве случаев по-прежнему остается только на бумаге, а судьба обещанных китайских кредитов не сегодняшний день так и не выяснена. А как все хорошо начиналось!
Конец прошлого года ознаменовался началом переговоров министерства финансов Белоруссии с Экспортно-импортным банком Китая (основанный в 1994 году Эксимбанк принадлежит центральному правительству КНР и полностью контролируется им) о предоставлении льготных покупательских кредитов для модернизации Лукомльской и Березовской гидроэлектростанций, что позволило бы обновить состав генерирующего оборудования и повысить эффективность работы станций в целом. В январе 2011 года "Беллегпром" и китайская компания "Чжун Юань" подписали меморандум о реализации 4 инвестиционных проектов в сфере легкой промышленности на 275 млн. долларов с привлечением долгосрочного (20 лет) кредита Эксимбанка Китая под гарантии белорусского правительства при фиксированной процентной ставке 3% годовых. Необходимо отметить, что именно китайская инжиниринговая компания (одна из крупнейших государственных компаний) должна выступить генеральным подрядчиком по каждому проекту - вся совокупность работ и услуг, связанных со строительством и реконструкцией, поиском и подбором поставщиков оборудования и технологий, поставкой, монтажом и запуском оборудования, обучением персонала и т.п. В то же время "Беллегром", на долю которого приходится 73% производимой в стране продукции легкой промышленности и 21% выпускаемых непродовольственных товаров, в обмен получит 2 китайских завода по производству камвольных тканей и обуви, меховой комплекс со звероводческим хозяйством и Центр легкой промышленности Белоруссии в Минске. И за все это "счастье" придется расплачиваться простым белорусам, легкая промышленность которых и без дополнительной кредитной нагрузки еле дышит. Если добавить к этому тот факт, что китайская сторона вряд ли будет поставлять в Белоруссию качественное оборудование, так как ей не нужны конкуренты на европейском или российском рынке, то экономическая бесперспективность данных проектов становится вполне реальной.
Помимо модернизации легкой промышленности, в начале зимы белорусами было заявлено желание совместно с китайскими коллегами начать реализацию около 20 новых проектов на сумму более 5 млрд. долларов США. Среди всего прочего значились: строительство пятизвездочного столичного отеля "Пекин", реконструкция взлетной полосы Национального аэропорта Минск, возведение жилых кварталов и т.п.
Особый интерес представляют проекты, реализация которых должна проходить в Гомельской области. В течение ближайших двух лет планируется построить две транспортные магистрали - железнодорожную и автомобильную, которые должны связать Минск и Гомель. Около 200 млн. долларов должно быть вложено в модернизацию и реконструкцию одного из старейших белорусских предприятий - Добрушскую фабрику "Герой труда". В Речицком районе рассматривается строительство завода по производству плит МДФ, а в Хойниках - открытие нового производства сыров. Однако одним из наиболее значимых проектов, по задумке белорусского правительства, должно стать строительство завода, который будет заниматься производством сульфатной беленой целлюлозы. Причем Китай планирует не только дать на это кредит, но и полностью заняться его постройкой и обеспечением необходимым оборудованием для функционирования предприятия. Подобное соглашение, по словам первого вице-премьера правительства Республики Беларусь Владимира Семашко, уже подписано и строительство вот-вот начнется. Особенностью данного проекта, на наш взгляд, является достаточная степень его авантюрности.
Во-первых, заявляется, что мощность завода составит порядка 400 тыс. кубических метров в год. Так как для внутренних потребностей Белоруссии необходимо около 150 тыс. кубических метров беленой целлюлозы, то остальной объём, 250 тыс. кубических метров, планируется экспортировать. Однако, по мнению специалистов в данной области, несмотря на рост спроса на подобную продукцию, в белорусских условиях гораздо выгоднее производить не целлюлозу, а конечную продукцию, обладающую высокой добавочной стоимостью. В белорусском же варианте окупаемость появится лишь через 10-15 лет. Достигнуть такого же результата как Чили, Бразилия или тот же Китай в РБ вряд ли удастся, так как Белоруссия не обладает огромными запасами древесины, которые есть в этих странах. К тому же необходимо помнить, что лиственные и хвойные породы, в отличие от преобладающего в вышеуказанных странах эвкалипта, не только в 8-10 раз дольше растут до необходимой зрелости, но и являются гораздо более энергоемкими в процессе переработки.
Во-вторых, стоимость завода при строительстве его китайцами составит около 676 миллионов долларов. При этом, аналогичное оборудование европейского производства мощностью 200 тыс. кубических метров в год стоит около 1 миллиарда долларов. Однако следует понимать, что надежность европейского производства на порядок выше китайского аналога, что в последующем обязательно скажется на эффективности работы всего предприятия и не позволит воплотить мечту белорусского руководства "снизить отрицательное сальдо внешней торговли за счет снижения импорта и перехода к экспорту части производимой продукции".
В-третьих, производство беленой целлюлозы во всём мире считается "экологически грязным". Тот же ЦБК, расположенный на Байкале, нанёс весьма серьёзной ущерб экологии этого уникального озера. Китай же, с каждым днем все больше задыхающийся от растущего производства, до сих пор не может похвастаться сколько-нибудь существенными сдвигами в деле защиты окружающей среды. Поэтому использование китайских технологий (их планируется внедрить и в будущий завод кальцинированной соды) может обернуться настоящей катастрофой для белорусской природы, решать которую придется не представителям Поднебесной, а белорусскому бюджету.
Помимо проектов в Гомельской области, с Китаем планирует активно сотрудничать и столица Белоруссии. В Минске с привлечением около 118 млн. долл. китайского кредита в 2013 году планируется построить завод индустриального домостроения. Правда минская мэрия поступила в этом случае хитрее - основное технологическое оборудование планируется закупать у европейских компаний, а не в КНР. Сложнее обстоят дела с модернизацией Минской ТЭЦ-5, где, согласно контракту, Китайская национальная корпорация по зарубежному экономическому сотрудничеству уже ведет строительство "под ключ". Финансирование же контракта осуществляется за счет кредита Банка развития Китая (на 1 февраля 2011 года из освоенных 545 млрд. бел. рублей, на долю китайских средств приходилось 470 млрд.). Правда, назвать сроки окупаемости данной затеи сейчас не берется никто.
Среди запланированных проектов белорусские власти особо выделяют сотрудничество в области вагоностроения, электроники и строительства. Для этого в Белоруссию чуть ли не ежемесячно прибывают представители КНР и ищут возможные области вложения юаней. Однако из всех запланированных ранее проектов сегодня реально действуют всего лишь пара-тройка. К уже упомянутой модернизации Минской ТЭЦ-5 можно добавить лишь еще один крупный белорусско-китайский проект - строительство ветропарков на условиях прямых инвестиций. Для этого, совместно с китайскими компаниями, в стране было начато проведение анализа движения воздушных масс по Белоруссии. Результатом совместных действий (китайскую сторону представляет компания HEAG) стало завершение в марте монтажа крупнейшего в СНГ ветряка мощностью в 1,5 МВт, расположенного в Гродненской области под Новогрудком. Необходимо отметить, что китайские специалисты, которых так рьяно зовут в Белоруссию ее руководители, не смогли самостоятельно закончить возведение ветроустановки - пришлось обращаться за помощью к российской фирме. Такие, казалось бы, мелочи еще раз заставляют усомниться в правильности выбранного пути модернизации белорусской промышленности и энергетики на основе китайских технологий. Как бы там ни было, но в Белоруссии по подобному образцу в 2011-2015 годах должны быть построены ветропарки суммарной мощностью до 300 МВт (на данный момент выявлено 1840 площадок для размещения ветряков с теоретически возможным энергетическим потенциалом более 1,6 тыс. МВт).
Назвать сегодня еще какие-либо крупные совместные проекты с привлечением части "знаменитых" китайских 15 млрд. долларов практически невозможно. Все находится в планах. Причем планы весьма грандиозные и вызывающие в ряде случаев определенные опасения. Например, китайским компаниям предлагается строить гидроэлектростанции на условиях прямых инвестиций, в том числе путем создания совместных предприятий, с продажей электроэнергии в энергосистему по установленным в Белоруссии тарифам, что открывает КНР прямой путь к внедрению в энергосистему республики. Напомним, что условия подобные тем, что предлагаются китайцам, стали одним из камней преткновения в переговорном процессе России и Белоруссии о строительстве АЭС.
Кстати, об атомной электростанции. В настоящее время планируется привлечь ресурсы Китая к строительству линий электропередачи для первой Белорусской АЭС: 646,2 км ЛЭП напряжением 330 кВ, присоединяемых к сооружаемому распределительному устройству атомной электростанции. При этом переговоры с возможными инвесторами ведутся на условиях реализации проекта "под ключ", а внешние кредитные ресурсы планируется направить на оплату строительно-монтажных работ и поставку основного оборудования. Если вспомнить проблему надежности китайской продукции и "высокой" квалификации специалистов из Поднебесной, то становится не по себе при мысли о времени, когда в Белоруссии начнет работать атомная электростанция.
В целом, вопрос о том, где же обещанные президентом 15 млрд. долларов китайских инвестиций в белорусскую экономику, на сегодняшний момент остается открытым. То ли китайская сторона перестала видеть перспективу спонсирования находящегося на краю обрыва белорусского "экономического чуда", то ли официальный Минск никак не может придумать схему перевода китайских связанных кредитов в золотовалютные запасы страны и потому само тормозит развитие сотрудничества. Пока лишь ясно одно - надежда на финансы Китая, зародившаяся в сердцах белорусских чиновников и воодушевившая их на поддержку политического режима Лукашенко в декабре прошлого года, с каждым днем становиться все слабее.