Какие компании-бренды потеряла Беларусь в 2010 году?
На прошлой неделе Национальный банк между сводками с «валютного фронта» сообщил об исключении из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ОАО «Джем-Банк» – некогда одного из весьма активных участников белорусского банковского рынка. «Ежедневник» изучил, какие еще известные белорусские бренды отошли в прошлое за последнее время.
«Джем-банк», который вырос из купленного в 1995 году ГК «Джем» «Сервисбанка», закончил свое существование скандально. Нацбанк приостановил действие всех его лицензий «в связи с неудовлетворительным финансовым положением, которое повлекло неисполнение им своих обязательств перед вкладчиками и иными кредиторами», а в 2007 году Высший Хозяйственный суд признал «Джем-банк» банкротом. Несколько его менеджеров получили различные сроки, один из учредителей объявлен в международный розыск.
В отличие от «Джем-банка» ликвидация компании «НТТ Бел», которая была исключена из ЕГРЮЛ в начале текущего года, – добровольное решение ее владельца – Павла Шумилова. Де-факто – это первый белорусский компьютерный бренд, который появился в Беларуси с помощью польского партнера Тадеуша Курека. Но в 2010 году Шумилов принял решение уйти из этого сегмента, сосредоточившись на более прибыльных, на его взгляд, бизнес-направлениях.
А какие известные компании-бренды были исключены из ЕГРЮЛ в 2010 году? «Ежедневник» составил свой топ-10 наиболее ощутимых потерь.
В их число вошли два известных некогда «атлантовских» предприятия-бренда – «Атлант Моторс» и «Либерти-авто». Обе компании исключены из реестра по итогам проведенной в 2008–2009 годах внутренней реструктуризации холдинга «Атлант-М». Вместо «Атлант Моторс» создана компания «Атлант-М Восток»; автоцентр «Атлант-М Либерти», которым управляла компания «Либерти-М», вообще закрыт.
Исключение из реестра компаний «Акварио» и «Эстикару» – следствие проблем их бывших владельцев с белорусским законодательством. Владельцем компании «Акварио», некогда крупного импортера элитной мебели, был бизнесмен Юрий Шатер. Он проходил по т.н. «мебельному делу», был экстрадирован из Германии, возместил ущерб и в связи с этим, по данным «Ежедневника», подал прошение президенту о помиловании. Бывший соучредитель второй компании – «Эстикару», известной по делу возвратного НДС с экспорта лесоматериалов, Сергей Кравченко сейчас отбывает срок.
Еще одна окончательно исчезнувшая в прошлом году известная компания оставила след тоже в лесной отрасли. Речь идет о фирме «Евронатурпаркет» – одном из крупнейших в своей время производителе элитного паркета с мощностями в Смолевичах. Она обанкротилась, и ее обязательства вместе с активами взял на себя «Беларусбанк». Сейчас это предприятие, правда, под другим брендом – «Элитпаркет», входит в состав банковского холдинга «Беларусбанка».
Из других известных компаний-брендов в 2010 году окончательно стали историей два спортивных предприятия – СП ООО «ФК «Торпедо-МАЗ» и ЗАО «Стадион Трактор», а также авиационное «Интеравиа» и медицинское белорусско-нидерландско-израильско-лихтенштейнское «Он Клиник-Минск». Ушел с рынка в 2010 году через ликвидацию своего представительства, ничем не проявившего себя за три года, греческий девелопер «Миханики Бел».