Белоруссия платит по старым долгам
Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Золотовалютные резервы Белоруссии тают с катастрофической скоростью. Чтобы спасти положение Национальный банк страны (НБРБ) расширил валютный коридор до 10%, фактически дав старт девальвации национальной валюты. Таким образом, Минск расплачивается за взятые в канун выборов завышенные социальные обязательства перед населением страны. И это только начало. Чтобы стабилизировать ситуацию, властям придется пойти на ряд непопулярных мер, и, возможно, выставить на продажу крупнейшие промышленные активы.
Девальвация, как и предсказывали
По данным НБРБ, международные резервы страны снизились примерно на 20% (с $5,030 млрд до $4,023 млрд), а активы в валюте аж на 32,9%, с ($1,908 млрд до $1,283 млрд). Цифры огромные. И неудивительно, что последние месяцы белорусские власти лихорадочно ищут способы пополнить запасы и прекратить отток долларов. В конце марта НБРБ ввел ограничения на продажу валюты коммерческим банкам (срок резервирования при покупке валюты был увеличен до 30 дней) и рекомендовал коммерческим банкам ограничить выдачу ипотечных, потребительских и автокредитов.
Это сразу же породило слухи о грядущей девальвации. Де-факто, это и произошло. Расширение коридора соразмерно ослабит курс "зайчика". И, судя по всему, это только начало новой волны девальвации. Чтобы поправить ситуацию с иностранной валютой и мотивировать своих экспортеров продавать валютную выручку, Минску придется снова и снова ослаблять белорусский рубль.
Цена выборов
Как ни печально, но экономические проблемы в республике были вполне предсказуемы. Финансовые власти тратили много средств на поддержание своей валюты - последний раз белорусский рубль был ослаблен на 20% в начале 2009 года, в самый разгар кризиса. К тому же белорусское руководство в канун выборов приняло на себя завышенные социальные обязательства - повышение зарплат, социальных выплат, поддержка предприятий и т.д.
Отдадим должное президенту Александру Лукашенко - взятые обязательства он выполняет. Правда, какой ценой! Дисбалансы в экономике, дефицит платежного баланса, а теперь и девальвация. Можно смело сказать, что розданные населению предвыборные "плюшки", будут съедены нынешними экономическими неурядицами.
Противоречия между социалкой и экономикой (особенно когда последняя не слишком здорова), проблема не только Белоруссии. Российские власти, сначала борясь с кризисом, а позже, начав готовиться к выборам, тоже сформировали социально-ориентированный бюджет, принеся в жертву важнейшие экономические статьи. Чем это аукнется пока можно только гадать.
Ну а Минску придется идти на непопулярные меры - ослаблять национальную валюту и ужесточать бюджетную политику. Неприятно, но не критично. К тому же ослабление "зайчика" может пойти на пользу местным экспортерам, повысив конкурентоспособность их продукции.
Скупой батька
Одними бюджетными ограничениями и девальвацией валютных проблем не решить. Надо искать деньги. Минск уже обратился к России и ЕврАзЭС с просьбой о выдаче кредита в общей сложности на $3 млрд.
Россия, достаточно охотно кредитующая южных соседей по СНГ, и даже государства дальнего зарубежья, не слишком любит давать ссуды союзной Белоруссии. Отчасти это связано с неуступчивостью Минска в вопросах связанных с приватизацией лакомых промышленных активов - НПЗ и транзитной инфраструктуры, крупных молокозаводов и объектов автопрома (МАЗ, БелАЗ), на которые Россия давно положила глаз. Когда между нашими странами вспыхивала очередная нефтегазовая или таможенная война, часть экспертов видела причину конфликта в стремлении Москвы получить контроль над стратегическими активами западного соседа и нежелании последнего их уступать.
Бытует мнение, что Минск категорически против продаж важных активов иностранцам. Но это не совсем так. Белорусские компании охотно продают миноритарные пакеты, оставляя контрольные за собой. Это устраивает европейских инвесторов, но не слишком нравится потенциальным покупателям из России, которые хотели бы стать мажоритарными акционерами.
Ласковый теленок
Экономическая политика Минска последние пару лет во многом строилась на лавировании между Россией и Евросоюзом. И президент Лукашенко делал это весьма искусно. Всякий раз, когда отношения между Москвой и Минском обострялись, "батька" начинал дрейфовать в сторону ЕС, недвусмысленно намекая на готовность допустить западные компании к крупнейшим активам страны. Запад делал встречные реверансы, правда, скорее символические. Но мгновенных экономических дивидендов быть и не могло - в разгар кризиса лишних средств в Евросоюзе попросту не было. Зато это усиливало позиции Белоруссии в политическом и экономическом противостоянии с Россией.
Теперь проделать этот трюк будет намного сложнее. И виной тому выборы, вернее, неадекватно жесткая расправа белорусских властей над оппозицией, которая всерьез испортила отношения страны с Западом. Вдобавок, Минск не упускает случая позлить Европу и США демонстративной дружбой с каким-нибудь одиозным режимом. А результат предсказуем - вчера, например, США ввели санкции против "Белоруснефти" из-за ее сотрудничества с Ираном.
Практика показывает, что экономика почти всегда перевешивает политику. В свое время американские и европейские компании охотно шли на сотрудничество с СССР, который западные политики называли империей зла. Не исключено, что белорусские власти еще раз захотят поиграть с Западом, поставив на кон свои промышленные активы. По крайней мере, уже спешно принят масштабный план приватизации на 2011-2013 годы.