Цены на топливо: только арифметика
24.03.2011 15:11
—
Новости Экономики
Цены на топливо: только арифметика
Корреспондент TUT.BY, вооружившись поисковиком да банальным калькулятором, соотнесла стоимость топлива в Беларуси и странах-соседях с местными доходами населения.
Ему больше не наливать
Как мы сообщали раньше, в Беларуси собираются ввести ограничение на покупку топлива. Белнефтехим объясняет такую меру разницей в ценах на автомобильное топливо в нашей стране и сопредельных. Мол, в любом из государств-соседей (Российскую Федерацию в расчет не берем) стоимость бензина выше, чем в Беларуси. Государственный концерн приводит следующие цифры:
"…по сведениям на 18 марта, цена 1 литра дизельного топлива в Литве превышает цену на белорусских АЗС на 85%, в Латвии – на 92%, в Польше – на 80%, в Украине – на 21%. Стоимость бензина АИ-95 на АЗС в Литве выше, чем в Беларуси, на 61%, в Латвии – на 57%, в Польше – на 53%, в Украине – на 7%. 1 литр бензина АИ-92 в Украине на 18% дороже, чем в Беларуси, а 1 литр бензина Н-80 – на 20% дороже, чем у нас".
Разбежка в ценах, по мнению Белнефтехима, порождает спекуляцию. Мол, бесстыдно заливают белорусские автомобилисты полные баки топлива да вывозят его за рубеж на продажу. И белнефтехимовская статистика, вроде бы, это подтверждает: как только в Европе стали дорожать бензин да дизель, на белорусских приграничных АЗС топлива стало продаваться намного больше. Отталкиваясь еще и оттого, что отечественные нефтеперерабатывающие предприятия убыточны, концерн вывел достаточно интересную формулу: оказывается, чем полнее баки да канистры жадных автовладельцев, тем сильнее страдает белорусская экономика… А значит, много бензина "в одни руки" давать перестанут.
Мы обратились к автовладельцам и спросили, что они думают о решении Белнефтехима. Артем Шарков, директор учреждения "За Авто!", известного акцией "Стоп-бензин!", называет планы по ограничению продажи топлива "совершенной глупостью".
– Независимо от того, с какой целью человек бензин покупает – для себя или на продажу – каждый проданный литр идет в доход государству. Поэтому я искренне не понимаю, в чем ущерб для Белнефтехима, – говорит Артем Шарков, – И куда возить-то? В России бензин дешевле – не повезешь. В Украине топливо в такой же ценовой категории почти, что и у нас. В Польшу не вывозят бензин. Поляки пересекать границу с полным баком не позволяют. Насколько помню, ограничения такие: для грузовых авто – 200 литров, для легковых – не более, чем полбака. В Литву действительно возят. Сам наблюдал однажды на белорусско-литовской границе, как легковой автомобиль четыре раза пересекал ее, каждый раз заправляясь снова. Но сколько он вывезет бензина в баке? Максимум 240 литров за 4 раза. Не думаю, что выгода будет ощутимой…
Скока вешать граммов?
Любопытно: настолько ли дешево обходится топливо в Беларуси в сравнении с другими странами, как говорит Белнефтехим? Тот же Артем Шарков советует при оценке исходить исключительно из покупательской способности в той или иной стране. Согласимся: вырванные из контекста реальности цены на топливо полной картины не дают. Потому решили мы вооружиться калькулятором да ресурсами интернета и произвести некоторые подсчеты. На научную точность претендовать не станем, но получить представление о покупательской способности в некоторых странах вполне можно.
На портале The Automobile Association Limited обнаружилась интереснейшая табличка с достаточно свежими ценами на топливо. В исходниках сказано, что цены по Европе предоставлены информационным центром в Женеве (по состоянию на 16 февраля 2011 года), а цены США – Департаментов энергетики этой страны (по состоянию на 14 марта 2011 года). В той таблице стоимость литра бензина была указана как в национальной валюте, так и в английских фунтах стерлингов. Предлагаем не привязываться к доллару или евро, а переводить цифры на наши деньги (по курсу НБРБ на 24 марта). В Беларуси живем, как-никак...
Вот основная таблица, которая получилась у журналиста TUT.BY после некоторого редактирования:
Страна | Валюта | Местная валюта за литр | Белорусский рубль | |
Неэтилированный бензин | Дизель | |||
Австрия | Евро | 1.35 | 1.35 | 5790 |
Бельгия | Евро | 1.51 | 1.37 | 6480 и 5880 |
Чешская республика | Чешская крона | 34.50 | 33.40 | 6060 и 5870 |
Дания | Датская крона | 12.41 | 11.39 | 7130 и 6550 |
Финляндия | Евро | 1.60 | 1.37 | 6870 и 5880 |
Франция | Евро | 1.58 | 1.46 | 6780 и 6270 |
Германия | Евро | 1.61 | 1.44 | 6900 и 6180 |
Греция | Евро | 1.59 | 1.39 | 6830 и 5970 |
Нидерланды | Евро | 1.69 | 1.41 | 7250 и 6050 |
Ирландия | Евро | 1.45 | 1.39 | 6220 и 5970 |
Италия | Евро | 1.53 | 1.42 | 6570 и 6100 |
Люксембург | Евро | 1.31 | 1.20 | 5620 и 5150 |
Эстония | Евро | 1.25 | 1.31 | 5370 и 5620 |
Норвегия | Норвежская крона | 14.29 | 13.69 | 7750 и 7420 |
Латвия | Лат | 0.89 | 0.90 | 5380 и 5440 |
Литва | Лит | 4.60 | 4.36 | 5700 и 5410 |
Польша | Злотый | 5.02 | 4.95 | 5340 и 5260 |
Словакия | Евро | 1.38 | 1.26 | 5920 и 5410 |
Словения | Евро | 1.28 | 1.24 | 5490 и 5320 |
Португалия | Евро | 1.53 | 1.28 | 6570 и 5490 |
Испания | Евро | 1.32 | 1.30 | 5670 и 5580 |
Швеция | Шведская крона | 13.93 | 14.19 | 6680 и 6810 |
Швейцария | Швейцарский франк | 1.78 | 1.91 | 5980 и 6420 |
США | Американский доллар | 0.9424 | 1.03 | 2850 и 3110 |
Мальта | Евро | 1.31 | 1.21 | 5620 и 5190 |
Болгария | Болгарский лев | 2.46 | 2.55 | 5390 и 5590 |
Выделим из нее граничащие с Беларусью страны. Добавим Украину, которой в общем списке не оказалось. Ну и, конечно, наше с вами отечество:
Страна | Валюта | В местной валюте | В белорусских рублях | |
Бензин | Дизель | |||
Латвия | Лат | 0.89 | 0.90 | 5380 и 5440 |
Литва | Лит | 4.60 | 4.36 | 5700 и 5410 |
Польша | Злотый | 5.02 | 4.95 | 5340 и 5260 |
Украина | Гривна | 9,70 (АИ-95) | 9,10 | 3690 и 3460 |
Беларусь | (АИ-95) | 3400 и 2850 |
После ищем показатели минимальной ежемесячной заработной платы в этих пяти странах:
Страна | Местная валюта | Эквивалент в белорусских рублях |
Беларусь | 460 000 | |
Украина | 941 гривна | 357 600 |
Польша | 1386 злотых | 1 473 070 |
Латвия | 200 латов | 1 209 720 |
Литва | 800 литов | 993 250 |
Разницу можно увидеть невооруженным глазом. Чего стоит хотя бы то, что "минималка" в Польше в три раза больше, чем в Беларуси.
Дальнейшие подсчеты походят то ли на школьную задачку, то ли на анекдот известного шаблона. Встретились белорус, латыш, литовец, поляк и украинец. Каждый из них получает минимальную заработную плату и полностью тратит ее на топливо для любимого автомобиля. Делим "минималку" на стоимость литра – получаем объемы, которые могут себе позволить соседи:
Бензин (литры) | Дизтопливо (литры) | |
Белорус | 135 (АИ-95) | 161 |
Латыш | 224 | 222 |
Литовец | 174 | 183 |
Поляк | 275 | 280 |
Украинец | 96 | 103 |
Вот и выясняется интереснейший момент, о котором белорусские нефтяники предпочитают умалчивать. Пусть в той же Польше бензин и стоит дороже, чем в Беларуси (почти на 40% – по нашим подсчетам, и на 53% – по подсчетам Белнефтехима), поляк за свои доходы может заправить ровно в два раза больше бензина, чем белорус. И только перед украинцами мы пока можем гордо вздернуть носик.