Помогут ли рецепты МВФ экономике Беларуси?
14.03.2011 10:38
—
Новости Экономики
Помогут ли рецепты МВФ экономике Беларуси?
На наш взгляд, сейчас резкая девальвация белорусского рубля является нежелательной и принесет экономике гораздо больше вреда, чем пользы.
На прошедшей неделе МВФ опубликовал доклад, в котором призвал власти страны провести макроэкономическую корректировку с целью сокращения дефицита счета текущих операций платежного баланса. В качестве одной из мер миссия фонда указала на необходимость девальвации белорусского рубля, что привело к усилению девальвационных ожиданий в экономике. Поскольку население еще не забыло ступенчатую девальвацию 2 января 2009 г., которая была проведена по требованию фонда.
В частности, эксперты МВФ предлагают два сценария макроэкономической корректировки: 1) сценарий корректировки, основанный на гибкости обменного курса; 2) сценарий корректировки, основанный на ограничении внутреннего спроса.
В первом сценарии акцент сделан на повышении гибкости курса белорусского рубля в 2011-2012 гг. с целью значительного снижения реального эффективного курса национальной валюты к валютам стран – основных торговых партнеров Беларуси, что позволит сократить внешнеторговый дефицит страны. По оценке МВФ, в настоящее время реальный эффективный обменный курс белорусского рубля завышен примерно на 12-16%. В то же время, эксперты фонда считают, что полученные оценки несбалансированности курса следует "осторожно интерпретировать".
Второй сценарий макроэкономической корректировки предполагает сокращение реального внутреннего спроса в 2011 г. на 3,3%. Миссия МВФ рекомендует ужесточить фискальную политику за счет значительного сокращения бюджетных расходов, для чего потребуется "аннулировать" часть недавнего повышения зарплат, а также дополнительно сократить субсидии и трансферты. Кроме того, необходимо ускорить темпы повышения тарифов на коммунальные услуги до уровней, позволяющих возмещать соответствующие затраты. Чистое кредитование в рамках госпрограмм в 2011 г. следует сократить до 1,5% к ВВП против 6% ВВП в 2010 г. По второму сценарию, курс белорусского рубля в течение 2011 г. снизился бы в номинальном выражении на небольшую величину.
Власти Беларуси согласились с необходимостью сокращения текущего счета платежного баланса, однако не считают приемлемыми оба сценария МВФ. Правительство надеется профинансировать отрицательное сальдо дефицита счета текущих операций в 2011 г. за счет продажи госсобственности, привлечения внешних заимствований, а также прямых иностранных инвестиций.
Власти особо отметили политические трудности даже частичного свертывания проведенного недавно повышения заработной платы. Некоторые должностные лица признали, что пониженный валютный курс помог бы восстановить внешнее равновесие, но опасаются, что девальвация подорвет уверенность в экономике и ослабит доверие к ним. Правительство также не согласилось с оценкой экспертов фонда, заключающейся в том, что курс белорусского рубля существенно завышен.
В целом поводом для серьезного беспокойства МВФ является заметное сокращение золотовалютных резервов Беларуси в последние месяцы. Так, в январе-феврале 2011 г. международные резервные активы Беларуси в определении Специального стандарта распространения данных МВФ сократились сразу на 1,007 млрд. долл. (или на 20%) до 4,024 млрд. долл. на 1 марта. Без учета поступления средств от размещения второго выпуска суверенных евробондов в январе 2011 г. (в размере 800 млн. долл.) сокращение золотовалютных резервов составило более 1,8 млрд. долл. в абсолютном выражении.
При этом обращает на себя внимание, что по состоянию на 1 марта 2011 г. отдельно резервные активы в иностранной валюте снизились до 1,281 млрд. долл., что является минимальным значением с 1 апреля 2007 г. То есть наиболее ликвидная составляющая золотовалютных резервов сократилась до четырехлетнего минимума, что выглядит достаточно тревожно.
Поэтому в текущей ситуации целесообразным выглядит рассмотрение вопроса о перераспределении части драгоценных металлов и камней (включая монетарное золото) и прочих резервов в более ликвидную форму, т.е. в резервные активы в иностранной валюте. Для справки: по состоянию на 1 января 2011 г. золотой запас в структуре резервов в физическом выражении составил 31,3 тонн против 30,18 тонн на 1 октября 2010 г.
Эксперты МВФ считают, что в среднесрочной перспективе дефицит счета текущих операций платежного баланса Беларуси следует снизить до 3,5% ВВП, а также увеличить подушку безопасности по золотовалютным резервам до уровня стоимости импорта за 3-4 месяца и перевести динамику совокупного внешнего долга на сбалансированную траекторию.
Иными словами, достаточным является уровень резервов, который соответствует трехмесячному импорту товаров и услуг. В Беларуси этот критерий не выполняется – золотовалютных резервов страны хватит, чтобы оплатить лишь 1,3 месяца импорта. В результате, чтобы соответствовать критерию трехмесячного импорта золотовалютные резервы Беларуси в настоящее время должны составлять не менее 9,3 млрд. долл. (или в 2,3 раза больше текущего уровня).
Сокращение золотовалютных резервов обусловлено усилением чистого спроса на иностранную валюту (т.е. за минусом ее предложения) на внутреннем валютном рынке со стороны предприятий и банков. Так, в январе 2011 г. белорусские предприятия купили иностранной валюты на 405,09 млн. долл. больше, чем продали. При этом недостающую валюту для приобретения импортного сырья, оборудования, а также осуществления выплат по ранее привлеченным внешним займам предприятия покупают у государства (на Белорусской валютно-фондовой бирже).
Собственно говоря, этим и объясняются принятые в январе-феврале 2011 г. ограничения на внутреннем валютном рынке. В данном случае речь идет о запрете авансирования импорта за счет средств валютных кредитов белорусских банков, повышении биржевого сбора на торгах валютой на БВФБ с 0,0095% до 2% от суммы сделки и запрете покупки иностранной валюты для импорта оборудования по внешнеторговому договору на сумму, превышающую 50 тыс. евро в эквиваленте.
В последнем случае оплата импортного оборудования осуществляется исключительно за счет имеющейся в распоряжении импортера валютной выручки и иной иностранной валюты (вкладов в уставный фонд, иностранной безвозмездной помощи, дивидендов и иных доходов от инвестиций и др.), а также кредитов нерезидентов и белорусских банков, выданных на срок не менее 1 года.
В определенной мере указанные решения позволят ограничить импорт товаров и услуг, а также снизить чистый спрос на валюту на биржевом валютном рынке. Однако они не решают структурных проблем белорусской экономики. Поэтому с учетом сохранения негативной динамики золотовалютных резервов можно ожидать принятия дополнительных мер, направленных на ужесточение валютного контроля со стороны Национального банка.
С другой стороны, введение ограничений на внутреннем валютном рынке свидетельствует о желании центрального банка удержать курс белорусского рубля по отношению к валютной корзине в рамках заявленного коридора (+/-8% относительно центрального значения, сложившегося на начало 2011 г. 1054,68 руб.). К слову, с начала текущего года по 14 марта белорусский рубль подешевел к корзине валют на 4,57% до 1102,88 руб., в том числе к доллару – на 0,93% до 3028 руб., к евро – на 5,45% до 4188,94 руб, а к российскому рублю – на 7,44% до 105,76 руб.
Соответственно, с учетом динамики номинального курса можно ожидать снижения и реального эффективного курса национальной валюты, что позволит подержать ценовую конкурентоспособность белорусских экспортеров на европейском и российском рынках. В частности, наибольшую выгоду в данном случае получат те экспортеры, у которых затраты номинированы в белорусских рублях, а поступающая выручка в евро и российских рублях.
С момента перехода к механизму курсообразования на основе корзины валют (2 января 2009 г.) по 14 марта 2011 г. официальный курс белорусского рубля к валютной корзине снизился на 14,9%, в том числе к доллару – на 14,3%, к евро – на 13,1% и к российскому рублю – на 17,3%. С учетом проведенной в начале 2009 г. ступенчатой девальвации национальной валюты курс белорусского рубля к доллару США в 2009-2011 гг. снизился на 37,6%, к евро – на 36,1% и к российскому рублю – на 37,5%.
На наш взгляд, сейчас резкая девальвация белорусская рубля является нежелательной и принесет экономике гораздо больше вреда, чем пользы. Во-первых, это приведет к ускорению инфляции на потребительском рынке. Однако уже состоявшийся рост зарплат в бюджетной сфере, сохраняющиеся высокие инфляционные ожидания, более быстрая динамика цен в производственном секторе и высокие темпы роста кредитования и без того усиливают инфляционное давление в экономике.
Во-вторых, девальвация белорусского рубля может вновь привести к росту девальвационных ожиданий, и, как следствие, усилению процессов долларизации в экономике. В качестве положительного момента здесь стоит отметить, что в январе-феврале 2011 г. впервые с сентября 2010 г. отмечается возобновление притока рублевых средств населения в банковскую систему. Так, в январе-феврале 2011 г. депозиты физлиц в белорусских рублях возросли на 1,082 трлн. руб. (или на 11%) до рекордных 10,893 трлн. руб. на 1 марта. Иными словами, доверие вкладчиков к национальной валюте постепенно возвращается.
В-третьих, резкая девальвация национальной валюты приведет к заметному увеличению долговой нагрузки, связанной с обслуживанием совокупного внешнего долга страны, а также к единовременному ухудшению показателей кредитоспособности правительства и предприятий. А, это, в свою очередь, может снизить возможности резидентов Беларуси по привлечению нового внешнего финансирования (в том числе для целей рефинансирования предыдущих иностранных кредитов и займов).
Так, совокупный внешний долг Беларуси достиг рекордных 28,512 млрд. долл. на 1 января 2011 г., что составляет 52,2% к объему ВВП страны при пороговом значении 60% ВВП. Однако в результате 15%-ной девальвации белорусского рубля отношение совокупного внешнего долга к ВВП автоматически возрастает только за счет снижения долларового эквивалента ВВП до 60,03%, т.е. превысит верхнюю допустимую границу внешнего долга с точки зрения экономической безопасности страны.
Таким образом, с учетом вышеперечисленных факторов сейчас более целесообразным вариантом выглядит плавная девальвация национальной валюты к основным иностранным валютам.
Вместе с тем, другие замечания МВФ в текущей ситуации выглядят обоснованными. Действительно, сегодня нужно ограничить внутренний спрос за счет сокращения дефицита госбюджета. Первым шагом в данном направлении должно стать снижение зарплат в госсекторе на 10-15% с 1 апреля 2011 г., поскольку производительность труда и эффективность государственных институтов не соответствуют текущему уровню зарплаты. В свою очередь, Нацбанк должен прекратить предоставление банкам ликвидности на нерыночных условиях, а также поддерживать процентные ставки в реальном выражении (т.е. с учетом инфляции) на положительном уровне.
Наконец, структурные реформы, направленные на усиление конкурентоспособности, позволят увеличить белорусский экспорт, а меры политики, нацеленные на замещение импорта, в среднесрочной перспективе приведут к уменьшению дефицита по счету текущих операций. В целом при условии, что экономика Беларуси начнет перестраиваться за счет развития новых производств и проектов, острота вопроса, связанного с сокращением золотовалютных резервов снизится и не будет представлять значительной угрозы экономическому и социальному развитию страны.