Валютная диета стала строже
05.03.2011
—
Новости Экономики
«Сложилась ситуация, что несколько сотен или десятков, может быть, ключевых предприятий приносят валюту в страну, а премьер-министр и председатель правления Нацбанка, основываясь на непонятных теориях свободного рынка, раздают кому попало эту валюту», - заявил 25 февраля Александр Лукашенко. Его требование навести «порядок» в распределении инвалюты мгновенно возымело действие, и Нацбанк, благословленный президентом, еще туже закрутил гайки на валютном рынке.
В тот же день Совмин и Нацбанк приняли постановление N240/5 «О расчетах по импорту некоторых товаров», согласно которому «импорт оборудования по внешнеторговому договору на сумму, превышающую 50000 евро в эквиваленте, осуществляется исключительно за счет имеющейся в распоряжении импортера выручки в иностранной валюте и иной иностранной валюты (вкладов в уставный фонд, иностранной безвозмездной помощи, дивидендов и иных доходов от инвестиций и др.), а также иностранной валюты, полученной по договорам займа (кредитным договорам), заключенным с нерезидентами и белорусскими банками на срок не менее 1 года».
Теперь предприятие, не имеющее валютной выручки, заключая договор с поставщиком, должно будет договориться не только о кредите, но и о годовой отсрочке платежей по основному долгу, поскольку на эти цели купить им валюту в республике будет невозможно. Тем самым белорусские власти решили ограничить спрос на инвалюту «со стороны субъектов хозяйствования-резидентов, реализующих крупные инвестиционные проекты, которые должны серьезно прорабатывать их экономическую целесообразность и источники оплаты (валютная выручка, валютные кредиты белорусских банков или внешнее финансирование)».
В пресс-релизе Нацбанка отмечается, что данная мера - «временная и вводится до 1 марта 2012г.». С ее помощью власти надеются повысить эффективность инвестпроектов, расширить использование новых инструментов оплаты поставок оборудования по импорту (в т.ч. в форме отсрочки оплаты поставщику-нерезиденту, содействия со стороны поставщика в получении резидентом экспортного кредита и т.д.) и даже стимулировать структурные реформы (в т.ч. за счет создания с нерезидентами совместных предприятий и внесения нерезидентами в качестве инвестиций необходимого оборудования). «Это даст нормальный эффект. Тогда мы не будем иметь проблем с валютой, с курсом», - уверен президент.
Между тем, как показывает опыт, Беларуси лишь однажды удалось навести порядок в валютном регулировании. Но не благодаря ужесточению администрирования, которое привело лишь к множественности обменных курсов и жалкому состоянию национальной валютной системы. Начиная с 2002г. Россия стала оказывать Беларуси не только методическую, но и кредитную помощь, направленную на стабилизацию курса белорусского рубля. Тогда еще Москва верила в скорое объединение наших стран в рамках проекта под названием «союзное государство» и не возражало против того, чтобы вся природная рента от экспорта нефтепродуктов поступала целиком в белорусский бюджет. Нефть покупалась по внутренним российским ценам, а нефтепродукты экспортировались по мировым.
В 2009г. это счастье закончилось. Сначала страна попала под мировой финансово-экономический кризис, а в конце прошлого года истекло действие белорусско-российского соглашения, предусматривающего льготные цены на поставку нефти и нефтепродуктов в республику.
С 2010г. Россия приняла решение поставлять нефть в Беларусь, включая в цену 100% стандартной экспортной пошлины на нефть, и республика вошла в фазу т.н. диверсификации источников поставки нефти. Занятие оказалось недешевым - за год дефицит внешнеторгового баланса увеличился на $4,2 млрд. К президентским выборам властям также пришлось потратиться, изображая расцвет экономики и рост материального благосостояния трудящихся. В итоге совокупный дефицит внешнеторгового баланса составил $7,4 млрд., а золотовалютные резервы пришли опять в крайнее истощение. Но правительство и Нацбанк, идя на поводу у президента, решили исправить ситуацию не с помощью рыночных мер (сокращения кредитной эмиссии и повышения ставки рефинансировании), а используя хорошо освоенную систему административных запретов.
С 10 января т.г. Нацбанк принял решение восстановить запрет на авансирование импорта за счет валютных кредитов белорусских банков. Также отменено разрешение на авансирование импорта на сумму не более 5 тыс. евро, введенное в сентябре минувшего года. Очевидно, таким способом власти хотели ограничить потребительский импорт и тем самым сократить отрицательное внешнеторговое сальдо товарами. Насколько это им удалось, можно судить по самым свежим данным Белстата.
В январе 2011г. отрицательное сальдо внешней торговли товарами составило $902,6 млн. против $2,7 млн. в январе 2010г. Это очень плохой итог, обычно характерный для конца года.
В январе прошлого года, когда прекратились поставки российской нефти, минимальное отрицательное сальдо было обеспечено только благодаря экспорту нефтепродуктов, произведенных из накопленных запасов сырья. В январе же нынешнего года, когда поставки из России сократились до 617 тыс. т, повторить успех не удалось. Белорусские НПЗ работали преимущественно на отечественной нефти (142 тыс. т), дорогой венесуэльской нефти (160 тыс. т) и переходящих остатках нефти, которые оказались существенно меньше. В результате объем производства нефтепродуктов в январе снизился на 17,6% по сравнению с январем 2010г. Второй год подряд наихудшие результаты зафиксированы во внешней торговле со странами, не входящими в СНГ. Январь 2011г. не стал исключением: белорусский экспорт в страны вне СНГ снизился на 45,8% и составил $0,59 млрд., а импорт из этих стран Беларусь увеличила в 2,1 раза - до $1,14 млрд.
Это значит, что ограничительные меры в отношении потребительского импорта не оказали существенного влияния на внешнюю торговлю республики. Экспорт товаров снизился на 13,1%, составив $1,57 млрд., а импорт товаров вырос на 36,7% - до $2,47 млрд. Эффект от ужесточения правил продажи валюты для инвестиционного импорта также будет незначительный, поскольку давно известно, что главные проблемы белорусской экономики связаны с промежуточным импортом сырья и комплектующих материалов. Но проблемы его финансирования можно решить только путем приватизации крупнейших госпредприятий республики, а не путем нагромождения новых барьеров при покупке валюты.