Сергей Шиптенко: Судьба МАЗа как зеркало белорусской приватизации
Белоруссия начала очередную пятилетку со старыми проблемами и прежним руководителем. Как и прежде, условия ведения бизнеса остаются худшими в регионе. Стабильно растет внешний долг и отрицательное сальдо внешней торговли, уменьшаются золотовалютные резервы Нацбанка, повышаются цены на товары и услуги. Снижается конкурентоспособность белорусской продукции на традиционных рынках, продолжаются эксперименты с диверсификацией поставок нефти и газа. Тенденции 2010-го года продолжились в 2011-м.
Согласно официальной статистике, ВВП Белоруссии в 2010 году вырос на 7,6% и составил $53,443 млрд. в т.ч. промпроизводство выросло на 11,3%. Общий товарооборот Белоруссии со всеми странами за 2010 год превысил $60 млрд.: экспорт вырос на 18,4% и превысил $25 млрд., импорт - на 22% до почти $35 млрд. Но при этом был поставлен очередной рекорд отрицательного сальдо внешней торговли товарами - $9,6423 млрд., что на 32,7% больше показателя 2009 года. По оценке МВФ, дефицит счета текущих операций Белоруссии в 2010 г. составил около 16% ВВП.
При этом председатель правления Национального банка Белоруссии Петр Прокопович считает, что в Белоруссии созданы идеальные возможности для развития экономики. На заседании правительства 1 февраля он также отметил: "В этом году запланировано самое высокое отрицательное сальдо - 9% к ВВП. Дальше оно должно снижаться". Таким образом, при прекрасных условиях хозяйствования республика торгует себе в убыток и проедает золотовалютные резервы, привлекает внешние займы по спекулятивным, беспрецедентно высоким ставкам (почти 9%), резко увеличивает за прошлый год госдолг (37,4% к ВВП). Очевидно, что в создавшейся ситуации необходимо предпринимать срочные меры. Наиболее распространенные в такой ситуации направления движения: а) радикальные реформы, создание благоприятных условий для хозяйствования и притока иностранных инвестиций или б) привлечение дополнительных иностранных кредитов, продажа госсобственности.
Минский автозавод (как и ряд знаковых предприятий Белоруссии - "Беларуськалий" и др.) снова продается. Относительно недавно МАЗ снова попал в поле зрения Олега Дерипаски. Но тогда в Администрации президента Белоруссии посчитали, что российскому олигарху грешно продавать гордость БССР, а ныне "фамильное серебро" РБ. Спустя год, в разгар кризиса, которого, как известно, в Белоруссии "не было", власти "сильной и процветающей" попытались вернуться к вопросу продажи Минского автозавода российским компаниям, но тщетно. Пришлось уволить около 4,5 тыс. работников МАЗа и приложить титанические усилия по спасению производства. Тем самым в очередной раз была продемонстрирована культура принятия управленческих решений и адекватность восприятия текущего момента, качество прогнозирования даже на краткосрочную перспективу. К слову, на 2009 год властями Белоруссии был запланирован рост ВВП на 112%, а на 2010 год - до 113%.
История продажи минского автозавода стоит мессы. В мае 2008 года Александр Лукашенко, по итогам переговоров в Минске с Олегом Дерипаской, отметил: "Меня привлекают ваши предложения, которые вы сделали еще год назад, и мы готовы сотрудничать на основе рыночных цивилизованных методов". Цивилизованность методов выразилась в том, что актив с помощью лазерных измерителей переоценили почти в два раза. По мнению продавца, это было "честно и прилично". "Мы прилично на сегодняшний день модернизировали наш МАЗ и в принципе сами можем работать и конкурировать, но вместе мы могли бы сделать больше", - отметил Лукашенко в 2008 году, имея на руках не только предложения от подконтрольной Дерипаске компании "Русские машины" (входит в холдинг "Базовый элемент", является акционером Горьковского автозавода), но и КамАЗа.
В августе 2008 года посол РФ в Белоруссии Александр Суриков сообщил, что РУП "Минский автомобильный завод" (МАЗ), скорее всего, будет акционирован с участием российского капитала. "Важнейшие решения об акционировании приняты", - заявил дипломат, отметив, что в качестве потенциальных приобретателей МАЗа могут выступить КамАЗ и "Базовый Элемент". При этом Суриков отметил, что, в случае объединения Минского и Камского автозаводов "вместе они могут создать структуру, выпускающую далеко за 100 тыс. автомобилей". Дальнейшее развитие событий показало, что "все остались при своих". МАЗ, в частности - при прежнем собственнике, анонсировавшем продажу автозавода
15 февраля 2011 года руководитель Госкомимущества Белоруссии сообщил журналистам цену минского автозавода: $2,5 млрд. Выходит, что в процессе модернизации МАЗ оказался неконкурентоспособен на российском рынке, о чем явно свидетельствуют продажи в РФ и складские запасы предприятия в Белоруссии. Три года назад слияние МАЗа в машиностроительный холдинг с челябинским автозаводом "Урал", входящим в "Группу ГАЗ", не состоялось. За это же время КамАЗ нарастил объемы производства, вытесняя продукцию белорусского конкурента в Иран и Венесуэлу.
15 февраля 2011 года стало известно, что российская компания направила в Минск письмо с предложением слияния Минского и Камского автозаводов. Глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов сообщил журналистам некоторые подробности предложения: "Белоруссия получит пакет акций в КамАЗе, будет проведена небольшая допэмиссия и доли участников немного размоются". По словам Чемезова, речь идет о "размытии" пакетов акций Daimler и Европейского банка реконструкции и развития, также являющихся акционерами КамАЗа и давших предварительное согласие на сделку. Глава "Ростехнологий" считает, что должны быть проведена оценка МАЗа. Однако едва ли Белоруссия получит более 25% акций КамАЗа и нет никаких гарантий того, что российской стороне будет предложен контрольный пакет акций МАЗа.
Стоит обратить внимание на то, что Госкомимущество Белоруссии в тот же день, 15 февраля, озвучило стоимость Минского автозавода в $2,5 млрд. - почти на $0,5 млрд. больше, чем активы КамАЗа. При этом в Минске знали, что "Ростехнологии" готовы предложить половину озвученной суммы. Итак: белорусская сторона, прекрасно осознавая проблемы функционирования предприятия, памятуя о российских предложениях с 2000 года относительно покупки МАЗа, учитывая опыт торгов с Дерипаской и наличный результат по предложению актива венесуэльским компаниям и итальянской Iveco, остро нуждаясь в "живых деньгах" на латание "бюджетных дыр", снова предлагает завышенную цену.
Стоит отметить, что 100% акций Минского автозавода принадлежит государству. Решение о продаже данного актива будет принимать лично Александр Лукашенко. Он же утвердит условия сделки. Практика функционирования иностранных частных предприятий в Белоруссии показывает, что приобретение белорусских активов совершенно не гарантирует свободу распоряжения собственностью, чему наглядный пример - попавший под "оперативное управление" государства печально известный "Пинскдрев" (нет ни одной государственной акции) и "Данон-Юнимилк". Оба предприятия удостоились высочайшего внимания гаранта белорусской Конституции после приснопамятной директивы №4 (от 31 декабря 2010 г. "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь").
С Камским автозаводом совершенно иная ситуация. В акциях КамАЗа Ростехнологии владеют пакетом 49,9%, "Тройка Диалог" владеет долей 27,26%, концерн Daimler - 11%, ЕБРР - 4%. За последние годы Камский автозавод существенно нарастил объемы выпускаемой продукции и заметно потеснил белорусского конкурента как на внутреннем рынке, так и на постсоветском пространстве. В свою очередь, Минский автозавод освоил рынки отдельных стран дальнего зарубежья и пытается там продвигать не только седельные тягачи и бортовые грузовики, но и пассажирские автобусы собственного производства, троллейбусы. Среди достойных внимания характеристик белорусского производителя стоит отметить обилие модификаций производимой продукции по приемлемой для стран "третьего мира" цене, среди негативных - качество продукции (несмотря на комплектацию импортными (преимущественно - ярославскими) моторами, шасси и т.д.). В то же время сравнение товаропроводящих сетей, сертифицированных станций техобслуживания, объемов продаж грузовиков двух конкурентов не в пользу белорусского производителя.
Лукашенко может отказаться продавать МАЗ. В этом случае правительству Белоруссии придется изыскивать средства на поддержание предприятия, положение которого за последние два года существенно ухудшилось. Очевидно, это будет чрезвычайно сложно сделать, учитывая ограниченность внутренних ресурсов и труднодоступность внешних заимствований. При этом обсуждение модернизации и развития МАЗа можно отложить до лучших времен, которые в краткосрочной перспективе не просматриваются. Сейчас на балансе государства проблемный актив, сейчас бюджету нужны деньги, сейчас поступило очередное предложение от потенциального инвестора. Завтра ситуация изменится и торги для белорусской стороны будут проходить в более жестких условиях.
В свою очередь, КамАЗ, ГАЗ и прочие потенциальные покупатели будут снова и снова озвучивать старые идеи и предложения. Ведь ничего принципиально нового Чемезов 15 февраля не сообщил - лишь озвучил новость об очередном предложении покупки белорусского предприятия и сообщил некоторые подробности. Таких предложений собственнику МАЗа ранее было сделано несколько. В итоге, сенсации не произошло: российская сторона подтвердила интерес к одному из белорусских предприятий, белорусская - приняла к сведению, не озвучив решения. Всё как и несколько лет назад.
Вариантов развития ситуации для МАЗа может быть несколько. Российская сторона не приобретет белорусский актив, если Лукашенко наложит вето на продажу или утвердит неприемлемые для покупателя условия. Возможно, акционированный в 2009 году автозавод будет реструктурирован и российской стороне будут предложены активы, специализированные на выпуске грузовиков, а контроль за прочими активами сохранится за государством. Возможно, реструктуризации не будет и российской стороне предложат предприятие полностью, обремененное непрофильными активами и/или определенными социальными обязательствами, но по приемлемой цене и гарантиями (?) свободы действий. Возможны и иные схемы, но в любом случае речь идет о том, что власти Белоруссии снимают с себя полноту социальной ответственности и перепоручают развитие предприятия новому владельцу "голубой фишки" национальной экономики. При этом получают доход от продажи госсобственности и доход в качестве совладельца предприятия. Есть все основания считать, что размер госпакета акций в случае продажи предприятия будет сохранен.
В свою очередь, потенциальный инвестор заинтересован в контрольном пакете акций приобретаемого предприятия. Судя по выступлению Чемезова, российская сторона не настаивает на приобретении 100% акций МАЗа и готова обсуждать специальные условия для стратегического инвестора, озвученные ранее самим Лукашенко.
На сегодняшний день очевидно: от слияния двух автозаводов выиграют обе стороны. Выгоды от приобретения белорусского актива российским инвестором понятны, как и реальное положение дел на МАЗе. Вопрос заключается в готовности пойти на компромисс именно белорусской стороны. Если событие состоится, то обе стороны делом докажут, что белорусско-российская интеграция, Союзное государство и ЕЭП - не пропагандистские фетиши, а условия развития взаимовыгодного сотрудничества, способствующие реализации конкретных совместных проектов.