Капитальный подход Белвнешэкономбанка
16.02.2011 09:00
—
Новости Экономики
Капитальный подход Белвнешэкономбанка
*На правах рекламыИнтервью с Председателем Правления ОАО "Белвнешэкономбанк" Павлом Владимировичем Каллауром.
— Что для вас, Павел Владимирович, в профессиональном плане означает назначение на должность председателя правления ОАО "Белвнешэкономбанк"?
— Для меня, прежде всего, это уникальная возможность с учетом накопленного в предыдущие годы опыта на практике реализовать значимый для нашего государства проект по формированию современного, эффективного, высокотехнологичного и социально ответственного финансового института, деятельность которого соответствовала бы лучшей международной практике банковского дела и традициям банковского сообщества. Задача очень интересная, требующая серьезных усилий как руководства банка, так и всего коллектива.
— В декабре текущего года Белвнешэкономбанку исполняется 20 лет. За этот период, естественно, у банка сложились традиции, подходы, свой стиль в обслуживании клиентов. Определились направления деятельности, в которых он вышел на ведущие позиции в банковской системе страны. Каковы, на ваш взгляд, основные конкурентные преимущества Белвнешэкономбанка?
— В значительной мере целевые ориентиры в деятельности Белвнешэкономбанка заключены в слогане "Традиции. Надежность. Компетентность", ставшем составной частью его бренда. На международном и внутреннем финансовых рынках наш банк характеризуют финансовая устойчивость и надежность. В их основе — должное качество кредитного портфеля и активов, минимизация банковских рисков, высокая деловая репутация, доверие со стороны клиентов и контрагентов, исключительное внимание защите их интересов, динамизм в развитии. ОАО "Белвнешэкономбанк" сегодня прочно входит в число ведущих банков Беларуси. Является универсальным финансово–кредитным институтом, осуществляющим широкий спектр операций для субъектов хозяйствования и физических лиц. Особо хотел бы подчеркнуть, что по форме Белвнешэкономбанк — коммерческий банк, но по своему духу, проводимой кредитной, процентной политике он государственный. Наш банк всегда придерживается линии, направленной на поддержку предприятий базовых отраслей экономики страны, приоритетное финансирование проектов социальной сферы, проводит взвешенную ценовую политику, предлагает прозрачные, честные условия кредитования физических лиц. По итогам 2010 года банк занимает третье место в банковской системе страны по величине уставного фонда, входит в число шести ведущих банков по таким показателям, как размер активов, собственного капитала, объем кредитов клиентам, в том числе юридическим лицам, средства физических лиц. Фундамент динамичного развития банка, несомненно, строится прежде всего за счет сильных сторон его деятельности.
Во–первых, это мощный ресурсный потенциал, формируемый за счет средств клиентов, банков–нерезидентов, многогранной, объемной финансовой поддержки материнского банка — Внешэкономбанка России, в виде долгосрочных межбанковских кредитов и вложений в уставный фонд. Этот потенциал используется Белвнешэкономбанком для финансирования перспективных инвестиционных проектов и оборотного капитала субъектов хозяйствования и розничного кредитования. Только со стороны Внешэкономбанка в экономику Беларуси за несколько последних лет направлено через Белвнешэкономбанк более 700 миллионов долларов США.
Во–вторых, разветвленная сеть банков–корреспондентов, многолетний опыт работы с зарубежными финансовыми институтами позволяют обеспечить высокое качество и наиболее полный спектр услуг в сфере внешнеэкономической деятельности и межбанковских операций клиентов, включая проведение международных расчетов, торговое финансирование, финансирование инвестиционного импорта за счет кредитов иностранных банков, застрахованных национальными экспортными кредитными агентствами.
В–третьих, отмечу достаточно сильное региональное присутствие — 24 филиала, три центра банковских услуг, 42 компактных территориальных подразделения в крупнейших городах страны. Это позволяет расширять клиентскую базу и осуществлять эффективные продажи банковских продуктов в регионах, обеспечивать доступность и оперативность банковского обслуживания клиентов.
В–четвертых, использование современных банковских технологий при обслуживании всех категорий клиентов. К примеру, Белвнешэкономбанк является одним из пионеров внедрения в стране платежной системы с использованием банковских карточек. Им был создан первый в Беларуси процессинговый центр, выданы первая зарплатная и кредитная карточка международной платежной системы, установлены первые банкомат и платежный терминал. Наш банк первым из банков Беларуси выдал международную гарантию, открыл аккредитив.
Должен сказать, что именно с учетом упомянутых мной сильных сторон банка международным рейтинговым агентством присвоена Белвнешэкономбанку комплексная рейтинговая оценка, которая сегодня является одной из наиболее высоких среди белорусских банков.
— Во многом благодаря приходу иностранных инвесторов в банковскую систему Беларуси существенно обострилась конкуренция среди банков. Каковы в этой связи будут направления инноваций, стратегические приоритеты в деятельности Белвнешэкономбанка, направленные на укрепление его конкурентных позиций на банковском рынке?
— Менеджмент банка понимает, что в сложившихся условиях на банковском рынке страны нельзя уповать только на достигнутое, нужен мощный импульс по ряду направлений работы. В обобщенном плане стратегические приоритеты в деятельности Белвнешэкономбанка — это клиентоориентированная модель ведения банковского бизнеса, увеличение удельного веса банка во всех сегментах банковского рынка, вхождение в число системообразующих банков Беларуси, модернизация бизнес–процессов на основе использования современных банковских технологий и с учетом запросов различных клиентских групп.
К этим намеченным целям и приоритетам банком уже начато интенсивное движение. В первом полугодии мы завершим перестройку организационной структуры центрального аппарата и отделений. Создаваемая новая структура приобретет тот необходимый клиентоориентированный характер, к которому мы стремимся. Идет активная работа по подготовке стандартных кредитных продуктов для малого и среднего бизнеса и физических лиц, которые будут внедряться уже в ближайшее время. Здесь усилия банка направлены на то, чтобы существенно нарастить объемы кредитования в этих важных клиентских сегментах. Одновременно модернизируются и существующие банковские продукты, обновляются условия проведения операций, в том числе тарифы и процентные ставки с целью повышения конкурентоспособности данных операций на банковском рынке. Используя имеющийся ресурсный потенциал, мы также наращиваем усилия по финансированию крупных предприятий базовых отраслей экономики на основе поиска оптимального подхода к каждому такому клиенту.
— Сейчас субъект хозяйствования может иметь текущие счета сразу в нескольких банках. Что предлагает ОАО "Белвнешэкономбанк" вновь создающемуся или уже имеющему свою историю предприятию?
— Белвнешэкономбанк намерен разрушить сложившиеся стереотипы о финансово–кредитных учреждениях. Первый стереотип состоит в том, что качество банковского обслуживания — это вежливость персонала или приемлемая цена банковской услуги или скорость принятия решений. Для нашего банка качество — понятие объемное, включающее все указанные характеристики, грамотные консультации, в том числе по конструированию сделки, поиску оптимальной схемы финансирования, которые станут важным нематериальным бонусом для каждого клиента.
Таким образом, Белвнешэкономбанк предлагает своим клиентам высокое качество банковского сервиса, при этом мы будем настойчиво работать над совершенствованием всех компонентов качества. Подчеркну, что банк обслуживает значительное число предприятий с участием иностранного капитала, представительств иностранных компаний, ряд посольств иностранных государств в Беларуси. То, что такие взыскательные организации, знакомые не понаслышке с самыми высокими стандартами банковского обслуживания в зарубежных банках, на протяжении многих лет являются клиентами Белвнешэкономбанка, подтверждает тезис об умении менеджмента обеспечивать качество сервиса при предоставлении услуг.
Второй стереотип: банку важно привлечь клиента на обслуживание, пусть и на демпинговых условиях, а спустя некоторое время он предъявит клиенту настоящую цену услуг. Важная особенность предложения от ОАО "Белвнешэкономбанк" для наших постоянных клиентов — это рост ценности условий обслуживания в банке, а не рост цены услуг. Другими словами, каждый клиент может быть уверен, что главная задача банка — построить долгосрочные взаимовыгодные партнерские взаимоотношения с предприятием, организацией.
Подчеркну, что уже в марте Белвнешэкономбанк предложит новым клиентам пакет, в рамках которого они смогут выбрать для себя тарифный план, включающий основные банковские услуги. Стоимость месячного обслуживания по такому пакету будет минимальной. Уверен, открывшие в банке счета организации станут нашими надежными деловыми партнерами.
Третий стереотип: крупный банк ориентирован на обслуживание крупных клиентов. Мы намерены осуществлять свою клиентскую политику таким образом, чтобы любому предприятию — представителю малого, среднего и крупного бизнеса — было выгодно и комфортно обслуживаться в нашем учреждении. Подчеркну, что по состоянию на 1 января текущего года 50,6% клиентов банка, имеющих текущие счета, принадлежат к малому бизнесу. Мы готовы обеспечить финансирование любого перспективного проекта — от микрокредита индивидуальному предпринимателю до крупного кредита промышленному гиганту.
— Какие преимущества клиентов ОАО "Белвнешэкономбанк" вы можете отметить от вхождения вашего учреждения в группу Внешэкономбанка?
— В группу Внешэкономбанка входят, кроме нашего банка, российские ОАО АКБ "Связь–Банк", ЗАО "Глобэксбанк", ОАО "Российский банк развития", ЗАО "Росэксимбанк", ОАО "Национальный торговый банк" и украинский ПАО "Проминвестбанк". Серьезный синергетический эффект от вхождения Белвнешэкономбанка в группу Внешэкономбанка проявляется во взаимообогащении технологиями бизнеса, опытом работы с государственными структурами, в расширении клиентской базы, наращивании финансового потенциала.
Одно из важных преимуществ для наших кредитополучателей — возможность финансирования проектов за счет ресурсных источников, предоставленных Внешэкономбанком. И здесь с особой благодарностью хотел бы отметить постоянную готовность нашего основного инвестора откликнуться на просьбы банка по ресурсной поддержке своих клиентов–субъектов хозяйствования.
Клиенты Белвнешэкономбанка имеют преимущества, связанные с возможностями оптимизации платежных потоков на территории функционирования членов группы, быстротой обслуживания операций со своими зарубежными контрагентами в России и Украине. Дочерние компании клиентов ОАО "Белвнешэкономбанк" в России и Украине могут получать кредиты в вышеуказанных банках под гарантию нашего банка. Возможны и другие варианты подобного взаимодействия, и здесь мы готовы работать над предложениями от наших клиентов. Отмечу, что в ближайшее время планируется проведение на базе Белвнешэкономбанка конференции дочерних банков Внешэкономбанка и их основных клиентов для обсуждения вопросов оптимизации банковского и клиентского бизнеса.
— Павел Владимирович, охарактеризуйте вкратце новые подходы в политике банка в сфере розничного бизнеса.
— Основным нашим посылом является то, что Белвнешэкономбанк становится активным и заинтересованным игроком на рынке розничного обслуживания.
Для этого у банка есть все предпосылки — сеть территориальных подразделений и устройств самообслуживания, квалифицированный персонал, широкий спектр используемых розничных услуг. Есть серьезный опыт по развитию системы расчетов с использованием банковских карточек, развитию взаимодополняющих розничных услуг. К примеру, сегодня депозит, открытый в банке, можно пополнить в системе, объединяющей банкоматы и инфокиоски шести белорусских банков, карточкой любого другого банка, а также с помощью услуг "Мобильный банк" и "Интернет–Банк". Другой пример: владелец "зарплатной" карточки банка получает не только доступ к высокотехнологичным услугам, но и выгодные условия кредитования в Белвнешэкономбанке. Но при этом мы понимаем: для того чтобы составить серьезную конкуренцию на рынке розничного бизнеса, надо активно, системно поработать на различных его направлениях. Поэтому качество, высокотехнологичность услуг мы намерены дополнить:
● упрощением процедур и повышением скорости принятия решений по вопросам взаимодействия с клиентами — физическими лицами,
● удобным для клиента режимом обслуживания в офисах,
● контролем за конкурентоспособностью процентных ставок и тарифов на рынке розничных услуг,
● расширением линейки продуктов, созданием новых предложений по комплексному обслуживанию,
● повышением доступности информации о розничных услугах банка для потенциальных клиентов.
Стоит отдельно сказать о принципах честности, прозрачности условий кредитов для населения. Белвнешэкономбанк всегда придерживался правила минимального использования комиссий по различным кредитам. И теперь банк декларирует, что важнейшим преимуществом при получении кредита физическим лицом является отсутствие комиссии за рассмотрение кредитной заявки, за сопровождение кредита, за досрочное погашение. Таким образом, заявляя, что кредитный продукт "без комиссий", Белвнешэкономбанк подтверждает, что полная ставка по предлагаемым им кредитам соответствует заявленной.
— Как банк понимает социальную ответственность? Какие проекты Белвнешэкономбанк реализует в этой сфере?
— Для социально ответственного бизнеса финансовая поддержка социально значимых проектов и вклад в решение социальных проблем общества является частью бизнес–стратегии. К нашему банку это утверждение можно отнести в полной мере. Я бы разделил нашу работу на два направления. Первое — это социальная составляющая в деятельности банка, второе — финансовая поддержка на партнерской основе проектов в области культуры, спорта и искусства, безвозмездная помощь организациям, несущим социальные функции.
В части реализации Белвнешэкономбанком конкретных социальных проектов отмечу, что мы открыли кредитные линии ряду предприятий жилищно–строительного комплекса, с тем, чтобы помочь им снизить издержки и сделать стоимость возводимого жилья более доступной населению. Одновременно банк выдает кредиты физическим лицам для приобретения жилья у таких организаций–застройщиков по более низким процентным ставкам. В рамках реализации программы дорожного строительства выделены средства для реконструкции проспекта Дзержинского в Минске. В 2010 году оказана кредитная поддержка Белорусской железной дороге для обновления подвижного состава и создания более комфортных условий для пассажиров. Поддержка культуры, спорта, сохранение и популяризация культурно–исторических ценностей Беларуси стали одной из важных составляющих стратегии банка. На протяжении ряда лет банк оказывает помощь Национальному историческому музею в приобретении уникальных экспонатов. Упомяну два из них, приобретение которых имело широкий общественный резонанс, — Радзивилловская карта и монета времен Великого княжества Литовского. В прошедшем году банком осуществлена поддержка ряда культурных проектов, спортивных федераций. Мне приятно отметить, что впервые в своей истории Белвнешэкономбанк стал победителем в почетной номинации "Социально–ответственный брэнд — 2010" профессионального конкурса "Брэнд года". Таким образом, жюри отмечены проекты банка, направленные на решение социальных проблем. Наш главный ориентир в сфере социальной ответственности — это значимость оказываемой поддержки, нацеленность социальных проектов на реальный результат, на конкретную отдачу для общества. Банк будет постоянно расширять это направление деятельности.
На фото: награду в почетной номинации "СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫЙ БРЭНД" в рамках Профессионального конкурса "БРЭНД ГОДА" представителю Белвнешэкономбанка вручает заместитель министра экономики Андрей Тур.
На фото: презентация уникальной белорусской серебряной монеты времен князя Витовта (кон. XIV— нач. XV вв.) в Национальном историческом музее Республики Беларусь c участием министра культуры Павла Латушко.