Куда пойти, кому продаться?
Белорусским предприятиям советуют искать дешевые финансы на внешних рынках капитала
Такие инструменты, как корпоративные облигации и публичное размещение акций (IPO), до недавнего времени не очень интересовали белорусские предприятия. И напрасно. Как показывает зарубежный опыт, в структуре внешних источников финансирования бизнеса они нередко оказываются даже выгоднее банковских кредитов.
У консервативных белорусских промышленников пока не было нужды суетиться и искать капиталы на внешних рынках – банковские кредиты с лихвой покрывали их потребности. Но специалисты констатируют: тенденция начала меняться на обратную. По крайней мере, отечественные предприятия понемногу начинают реагировать на призывы поиска альтернативных механизмов долгосрочного финансирования, исходящие от государства. Минэкономики в настоящий момент видит своей основной задачей создание в стране условий, которые бы позволили белорусским субъектам хозяйствования выходить на новый уровень в своем развитии. «Инициатива должна идти прежде всего от самих предприятий, а не спускаться сверху, — уверен заместитель министра экономики Беларуси Дмитрий Голухов. — Готовых решений в этой сфере пока нет, поэтому необходимо внимательно изучать ситуацию, которая складывается на рынке, как внутреннем, так и внешнем, и принимать соответствующие ситуации решения».
Под аббревиатурой IPO скрывается сделанное впервые публичное предложение инвесторам стать акционерами компании. Фактически это сложный комплекс организационных, юридических и финансовых процедур, в котором, кроме самого предприятия и потенциальных инвесторов, задействовано множество посредников. Вся сложность ситуации заключается в том, что цели основных участников IPO не всегда совпадают, каждый из них в процессе подготовки и проведения операции сталкивается со своими проблемами и решает свои задачи. Тем не менее все они заинтересованы друг в друге и в том, чтобы IPO состоялось.
Завершившийся на минувшей неделе в Минске Белорусский саммит рынков капитала продемонстрировал: в случае решения белорусских предприятий попробовать себя в IPO можно рассчитывать на помощь. К примеру, «Deutche Bank» обещает активнее сотрудничать как с отечественными финансовыми структурами, так и с предприятиями. Речь идет о том, чтобы помочь белорусским компаниям осуществить первые шаги на международные рынки капитала. В частности, в настоящий момент рабочая группа, в которую входят и немецкие банкиры, обсуждает такую возможность для БелАЗа. Ожидается, что именно этот промышленный гигант может стать дебютантом в части размещения своих публичных акций на международном рынке. «БелАЗ сейчас находится на первом этапе такой работы, и, соответственно, пока еще рано говорить о каких-либо ценовых параметрах. В белорусском случае на подготовку уйдет более года», — осторожничает председатель правления «Deutche Bank» Йерг Бонгартц.
Никто и не говорит о том, что снискать славу на внешних рынках капитала белорусским предприятиям будет просто. Об этом свидетельствует и опыт наших ближайших соседей. К примеру, в Украине в 2010-м из двух десятков предприятий, желавших привлечь международный капитал, на глобальный рынок IPO вышли всего четыре. Объем первичных размещений украинских компаний составил всего $ 335 млн. — почти в пять раз меньше запланированных $ 1,5 млрд. Причиной украинской неудачи специалисты назвали начавшийся во втором квартале минувшего года долговой кризис в странах еврозоны. Впрочем, как сегодня уверены финансисты, 2011 год должен стать не в пример более успешным для компаний, желающих занять денег у международных финансовых институтов.
У белорусских предприятий стремиться к этому свой резон. Во-первых, стоимость привлечения капитала на фондовых площадках на текущий момент остается очень низкой, особенно по сравнению со «средней» стоимостью банковских кредитов в Беларуси. Во-вторых, большинство белорусских предприятий уже настолько закредитованы, что просто не могут рассчитывать на получение новых займов в банках. Поэтому при наличии благоприятной конъюнктуры на внешних рынках бизнес будет искать новые возможности для привлечения капитала через частные или публичные размещения. На руку белорусским эмитентам, в случае появления таковых, может оказаться и переизбыток ликвидности на международных финансовых рынках, и растущий интерес инвесторов к компаниям развивающихся стран. К тому же, как отмечали участники Белорусского саммита рынков капитала, у наших предприятий есть немаловажный козырь — высокая прибыль, которую они могут обеспечить.
Как отмечает Дмитрий Голухов, выход отечественных предприятий на международные рынки капитала должен осуществляться в рамках единой стратегии. Но в любом случае сделать это единым махом вряд ли получится. Как отмечает представитель Минэкономики, во многом для каждого предприятия процесс размещения акций IPO индивидуален, к тому же всенепременно сопряжен с достаточно продолжительной подготовительной работой. В среднем на каждый проект может понадобиться до 2 лет предварительной работы.